Нади (каналы)

Перейти вниз

Нади (каналы)

Сообщение автор Admin в Сб Фев 10, 2018 1:39 am

Пробудившись, прежде дремавшая энергия действует через нади. Слово нади происходит от санскритского корня над, означающего «движение». В «Ригведе», древнейшем индийском писании, слово нади понимается как «поток». Нади – внутренние биоэнергетические каналы в тонком теле по которым циркулирует прана.

К категории нади можно отнести и акупунктурные меридианы, и сосуды кровеносной и лимфатической систем, и нервные каналы, и мышцы, и мановахини, или мановахи (каналы разума), пчит-тавахи (каналы читты, субстанции ума). Таким образом, слово нади означает «сосуд, канал, труба, проток». Существует два типа нади:

Тонкие нади: незримые каналы тонкой энергии.
Грубые нади: каналы тонкой энергии в форме труб, сосудов или протоков.


Нади соединяются с чакрами. Важнейшую роль в йогических и тантрических практиках играет центральный канал – сушумна. Чакры представляют собой центры взаимодействия физической и ментальной энергий в физическом измерении, а прана является той силой, которая связует физическое с ментальным, а ментальное – с духовным. Вообще говоря, физическое, ментальное и духовное являют собой одно целое и взаимодействуют на всех уровнях. Современной медицине хорошо известны некоторые плотные нади – физические нервные каналы, вены и артерии, – однако не все нади имеют материальную форму и являются зримыми; по этой причине не все они могут быть обнаружены, не все поддаются выявлению и наблюдению грубыми методами. Тонкие нади делятся на два типа:

Пранавахи-нади: проводники пранической силы
Мановахи-нади: проводники ментальной силы


Обычно пранавахи-нади и мановахи-нади располагаются рядом. Хотя их невозможно точно определить, эти каналы определенным образом связаны с чувствительными нервами автономной нервной системы. Работа йога-нади и нервов автономной нервной системы согласована, как согласованы проявления души и физиологии человека.

Это пояснение ясно указывает на то, что к числу нади относятся не только нервные каналы, но и любые каналы вообще; именно по этой причине в древнеиндийском медицинском учении нади не называют нервами.В нашем теле существуют 72 тысячи каналов. Древнекитайские ученые выделяют 14 основных каналов (называемых меридианами) : канал легких, толстой кишки, мочевого пузыря, почек, сексуальный канал, тройного обогревателя, желчного пузыря, печени, заднесрединный, переднесрединный и множество побочных меридианов, которые являются проводниками космической энергии «Чи» или «Ци», впитываемой всеми частями нашего тела. Причем 12 каналов являются парными, а 2 канала (заднесрединный и переднесрединный) – не парные. Они поставляют энергию нашей центральной нервной системе. Между всеми каналами существует энергетическая связь, что свидетельствует об энергетическом взаимодействии всех человеческих органов.
Согласно тантрическому трактату «Шива-самхита», существует 14 основных нади. Важнейшими из них считаются три: Центральный – Сушумна, Лунный – Левый – Ида, Солнечный – Правый – Пингала. Все нади подчиняются сушумне. По сушумне прана перемещается от тазовой области к брахма-рандхре («пещере Брахмана», полости между двумя полушариями мозга), расположенной во внутренней ложбине спинномозговой оси. Местом соединения трех важнейших нади является муладхара-чакра; это место называют также юкта-тривени (юкта: «соединенный»; три: «три»; вени: «потоки»).

СУШУМНА-НАДИ (или просто СУШУМНА) – крупный биоэнергетический канал, соответствующий на физическом плане спинномозговому, который проходит внутри позвоночника вдоль цереброспинальной оси. Сушумна, начинается из Муладхара-чакры и заканчивается вверху в Сахасрара-чакре. Она имеет красный цвет, подобно Агни (Огню). У обычного человека проход в Сушумну закрыт; энергетическая практика ведет к открытию этого прохода благодаря его очищению.

В центре головы Сушумна-нади разветвляется на две ветви – переднюю и заднюю. Передняя ветвь идет до Аджна-чакры и продолжается до Сахасрары, вторая ветвь – задняя – проходит вдоль затылочной части черепа, через "четвертый глаз" (мелкое
отверстие на затылке, соответствующее "затылочному родничку" у новорожденного; через месяцев 6 после рождения этот "родничок" зарастает). Передняя ветвь черепной части Сушумны связана главным образом с биоэнергетическим обменом, задняя –
информационный канал.

ПИНГАЛА-НАДИ представляет собой правый энергетический проток. Это – обитель разрушающей энергии, исполненная мужской силы (Ян). Пингала начинает свое течение от правой ноздри; спускаясь вниз, она несколько раз переплетается с Сушумной и заканчивается в области правой половой железы. Ее конечная точка - промежность на физическом плане – совпадает с нижней точкой истечения двух других каналов, т. е. Сушумны и Иды. Пингала имеет ярко-красный цвет, соответствует Солнцу. Она поднимает температуру тела, ответственна за контроль усвоения пищи. Дыхание через правую ноздрю рекомендуется при физических, нервно-психических и интеллектуальных перегрузках.

ИДА-НАДИ – левый энергетический канал, соответствующий женской энергии (Инь). В физическом плане Ида начинается вверху от левой ноздри. Она – бледного цвета, соответствует Луне, понижает температуру тела. Каналы Ида и Пингала спиралевидно направлены, пересекаясь в области центра головного мозга, яремной впадины, мечевидного отростка грудины, на уровне пупка, на уровне лобковой кости, и в области промежности. В области центра головного мозга и в области промежности каналы замыкаются.

Пингала и Ида подчинены временным зависимостям, Сушумна же существует вне временных изменений. Некоторые йоги, задерживая всю Прану в Сушумне, несколько раз отодвигали время смерти. Перед смертью у всех людей работают обе ноздри, т.е. Ида и Пингала одновременно; контролируя этот процесс, можно существенно увеличить продолжительность жизни.

Одиннадцать второстепенных надей:

1) Куху-нади – начинается в горле и заканчивается в половых органах (пудический нерв священного сплетения, налево от спинного хребта). В тантрической практике используется в качестве проводника бинду (эссенции семенной жидкости) в ваджроли-мудра;
2) Ганхари-нади – мановаха-нади, протягивается от точки под уголком левого глаза к большому пальцу левой ноги, переносит психическую энергию от больших пальцев ног и из нижней части тела вверх к аджня-чакре, проходит рядом с идой (позади левой симпатической цепи) и способствует ее работе. Нить, обвязанная вокруг большого пальца левой ноги, помогает избавиться от ячменя на левом глазу (это следует делать до рассвета; нить завязывается не очень туго);
3) Хастиджихва-нади – протягивается от точки под уголком правого глаза к большому пальцу левой ноги, проходит рядом с идой (напротив левой симпатической цепи) и способствует ее работе, заканчивается в правом (по другим источникам – левом) глазу;
4) Сарасвати-нади – расположена на языке. Соблюдение обрядов и проведение очищающих процедур активизирует эту нади, и со временем все, что произнесет практикующий, начинает воплощаться в жизнь, то есть становиться правдой. Язык уходит корнями в горло, и по этой причине иногда считается, что обитель Сарасвати находится в горле – а именно в голосовых связках, физическом органе речи. Сарасвати-нади имеет белый камфарный цвет и относится к лунному типу; она проходит параллельно сушумне (направо от Сушумны вытягивается вверх к языку (гипоглоссальные нервы затылочного/шейного сплетения)) и дополняет этот канал;
5) Пуша-нади – соединяет большой палец левой ноги с правым ухом (позади правой симпатической цепи);
6) Пайясвини-нади (Пайяшвини) – проходит между пуша-нади и сарасвати-нади (ушная ветвь затылочного сплетения налево). Канал пуша дополняет пингалу с правой стороны, а сарасвати является вспомогательным каналом для сушумны слева. Расположенная справа от пуши пайясвини-нади также дополняет сушумну, так как ее конечная точка находится в правом ухе. В древней иконографии божества, мудрецы и аватары (воплощения божественного «Я») изображаются украшенными яркими серьгами. Эти украшения служили особой цели. Определенные участки мочек ушей соединяются с черепно-мозговыми нервами, и серьги, изготовленные из какого-либо чистого металла, обеспечивают приток в эту систему зарядов и статического электричества из окружающей среды. Таким образом, прокалывая мочки ушей и вставляя в них серьги, йоги активизируют пайясвини-нади. Даже в наши дни тантристы, которых называют канпхата-йогами (последователи йогической школы натхов) носят в ушах крупные серьги-обручи;
7) Шанкхини-нади (Санкхини) берет начало в горле, продвигается между сарасвати-нади и гандхари-нади к левой стороне сушумны (ушная ветвь затылочного сплетения налево) и завершается в анусе. Шанкхини-нади активизируется с помощью васти (клизмы) или ганеша-крийи (промывания ануса);
Cool Яшасвини-нади (йашасвини) – протягивается от большого пальца правой ноги до левого уха (впереди правой симпатической цепи);
9) Варуна-нади – находится между яшасвини-нади и куху-нади (нервы священного сплетения, разветвляющиеся над нижней частью туловища и членами). Варуни-нади заканчивается в анусе и представляет собой пранавахи-нади, способствующую очищению нижней части туловища от мал (нечистот). Эту нади можно активизировать путем очищения водой и практик васти и ганеша-крийи. При неправильной работе варуни-нади могут возникать нарушения апана-вайю (воздуха нижней части тела), что приводит к усилению тамаса. При подъеме кундалини эта апана перемещается выше, в область саманы, где происходит слияние отрицательно заряженной праны и положительно заряженной апаны. Это слияние порождает огромную энергию, которая заставляет кундалини подниматься по брахма-нади. Варуни-нади покрывает всю нижнюю часть туловища и помогает апана-вайю оставаться свободным от токсинов. Апана-вайю и варунинади участвуют в процессах выделения;
10) Вишводара-нади – проходит между куху-нади и хастаджихва-нади, в пупочной области (нервы поясничного сплетения, разветвляющиеся над нижней частью туловища и членами);
11) Аламбуша-нади (Ахамбуса) – начинается в анусе и завершается во рту; копчиковые нервы, происходящие из священного сплетения, позвонка к урино-генитальным органам.

Нади, связанные с десятью «вратами» (отверстиями) тела:

Сушумна: брахмарандхра, «родничок»
Ида: левая ноздря
Питала: правая ноздря
Гандхари: левый глаз
Хастаджихва: правый глаз
Яшасвини: левое ухо
Пуша: правое ухо
Аламбуша: рот
Куху. гениталии
Шанкхини: анус
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 565
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения