Космическая эволюция

Перейти вниз

Космическая эволюция

Сообщение автор Admin в Чт Фев 08, 2018 12:47 pm

Понятие «эволюция» связано с сравнительным анализом характеристик объекта исследования на различных этапах его существования. Именно поэтому чаще всего понятие «эволюция» отождествляется с понятием «развитие», несмотря на то, что буквальный перевод первого понятия означает «развертывание».

(Эволюция (от латинского evolution – развертывание) обычно используется в нескольких аспектах толкования: «в широком смысле представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях, или определенное состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ей предшествовавшего состояния; в более узком смысле – преставление о медленных, постепенных количественных изменениях в отличии от революции.»(41,с.1544) «Развертывание», в свою очередь, определяется как «раскрытие, проявление частей данности, которые в результате этого процесса получают известную самостоятельность и могут быть лучше отличены друг от друга. В настоящее время термин «развертывание» часто применяется вместо термина «развитие» в тех случаях, когда речь идет о каком-либо процессе, в котором отсутствует целевая направленность, которому не приписывается какой-либо смысл или значение».(39,с.382)

Развитие рассматривается как «закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно «развертывание» до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию, особенно в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. Развитие бывает или экстенсивным, то есть проявлением и увеличением уже имевшегося, или интенсивным, то есть возникновением качественно новых форм. В противоположность «творению», появлению из ничего, а также в противоположность спонтанному формированию из хаоса, понятие «развитие» употребляется для обозначения поступательного движения, перехода от одного состояния к другому».(39,с.382))

Вместе с тем ни понятие «развертывание», ни понятие «развитие» в их нынешнем значении не отражают в полной мере значение космической эволюции. Развертывание и раскрытие чаще всего ассоциируется с выявлением каких-то характеристик, скрытых в объекте исследования, что свидетельствует о некой субъективности этих понятий. В Космосе в действительности ничего нового не возникает и ничто не уничтожается, а ряд характеристик вообще могут быть не воспринимаемыми, не выявленными для наблюдателя. Те изменения, которые мы можем наблюдать в Мире, в большей степени связаны с уровнем проявления Вселенских Принципов и уровнем способности нашего восприятия Мира, но не весь Мир, включающий в себя, как мы знаем, еще и Космические Принципы, недосягаемые для нас, а потому вполне могут считаться нами как неизменные.

Однако такое понимание эволюции мало приемлемо для нас.

«ЭВОЛЮЦИЯ - развитие высшего порядка живых существ из более низкого. Современная, или так называемая точная наука, признает только одностороннюю физическую эволюцию, предусмотрительно избегая и игнорируя высшую или духовную эволюцию, признание которой вынудило бы наших современников признать превосходство древних философов и психологов над ними самими. У древних мудрецов эволюция начинается от чистого духа, который, спускаясь все ниже и ниже, принимает, наконец, видимые и постижимые формы и становится материей. С этого момента они используют метод Дарвина, но в гораздо более обширном и всестороннем смысле».(2,т.1,с.37)

Как видим, оккультное понимание эволюции основано не только на эволюции физического плана, но и в большей степени основано на духовности или на духе. В свою очередь, если вспомним ранее сказанное о соотношении Духа, Разума и Сознания, то станет очевидным, что эволюция немыслима без Разумности, Сознательности и Материальности.

«Теперь становится ясно, что в природе существует троичная эволюционная схема для образования трех периодических Упадхи; или, скорее, три отдельные схемы эволюции, которые в нашей системе сочетались и переплелись во всем до полной невозможности расчленения. Это планы Монадической (или духовной), Умственной и физической эволюции. Эти три эволюции суть конечные аспекты или отражения Атмы, седьмого принципа, Единой Реальности на Плане Космической Иллюзии.
1. Монадическая эволюция, как это указывает наименование, касается роста и развития Монад в еще более высокие фазы деятельности в соединении с:
2. Умственной эволюцией, представленной Манас-Дхиани (Солнечными Дэвами и Агнишватта Питрисами), «дателями разума и сознания» человеку, и:
3. Физической, представленной Чайа (тенями) Лунных Питрисов, вокруг которых Природа оформила настоящее физическое тело. Это тело служит проводником для «роста», употребляя вводящее в заблуждение слово, и преображений - посредством Манаса и благодаря накоплению опыта - Конечного в Бесконечное, переходящего в Вечное и Абсолютное.
Каждая из этих трех систем имеет свои законы и управляется и руководится различными группами высочайших Дхиани или Логосов. Каждая представлена в строении человека, Микрокосме великого Макрокосма. И, именно, связь этих трех течений и делает его тем сложным существом, каким он является сейчас.
Природа, физическая эволюционная Мощь никогда не могла бы развить Разум сама по себе без содействия; она может создавать лишь «бессмысленные формы».(1, т. 1,стр.236)

Приведенная цитата позволяет более подробно понять оккультное понимание эволюции.

Все в Мире является Разумным, хотя разумность эта может быть проявлена в различной степени. То же самое мы можем сказать и о Сознательности и Материальности. (То, что в вышеприведенной цитате речь идет не о материальности и о физической эволюции нельзя рассматривать как противоречие. Прежде всего сама данная цитата относится к уровню эволюции Природы, то есть к проявленной или проявляющейся Вселенной, для которой более приемлемо понятие физический план, нежели общее понятие материальность. Последнее понятие является наиболее общим, изначальным, в то время как физический план подчеркивает соответствующий уровень проявления Материи. Свидетельством этому может служить ссылка на то, что каждая из трех схем эволюции «управляется и руководится различными группами высочайших Дхиани или Логосов», что подтверждает уровень проявленной или проявляющейся Вселенной.) Начиная с Первого Вселенского Принципа можно утверждать о Разумности (уже проявление Первого Космического Принципа означает наличие Бесконечного, Мирового, Божественного Разума), Сознательности (с проявлением Третьего Космического Принципа этот Разум приобретает носитель, становясь Сознанием, а проявление Четвертого Космического Принципа - Пре-Космической Воли – символизирует наличие сознательности) и Материальности (аспекты материальности формируются при проявлении Третьего и Пятого Космических Принципов, а с проявлением Седьмого Космического Принципа – Вечного Атома, Суммы Всего, Центральной точки - завершается последнее проявление материальности на этом уровне). Ссылка на то, что «эти три эволюции суть конечные аспекты или отражения Атмы, седьмого принципа, Единой Реальности на Плане Космической Иллюзии» подтверждает, что вершиной эволюции на уровне начала проявления Вселенной является Логос или Первый Вселенский Принцип, основы которого сокрыты в Седьмом Космическом Принципе. Этот же Принцип соблюдается и относительно любого другого уровня исследования эволюции.

«Оккультная Доктрина представляется нам более логичной. Она учит вечно неизменному Закону Циклов в Природе, причем последний, не имея личного «особого начертания», действуя по однообразному плану, который преобладает на протяжении всего Манвантарного периода, и касается земляного червя, так же как и человека. Ни тот, ни другой не искали жизни, потому оба они находятся под тем же Эволюционным Законом, и оба должны продвигаться согласно Кармическому Закону. Оба начали от одного и того же Нейтрального Центра Жизни, и оба должны вновь погрузиться в него при завершении Цикла».(1,т.2,с.326-327)
Оккультное понимание эволюции позволяет иначе рассматривать и сам этот процесс. Современное понимание эволюции составляет процесс развития объекта из некоего изначального простейшего состояния до высшего совершенного, после чего объект либо распадается вновь на простейшие составляющие (то есть начинается процесс инволюции), либо остается таковым в дальнейшем всегда (что, как мы знаем, даже с позиции современной науки, невозможно). В первом случае, когда за эволюцией наступает инволюция, сам эволюционный процесс теряет смысл. Во втором случае признается конечность эволюционного процесса, что также является сомнительным.
Действительно, оккультное понимание эволюции признает наличие и эволюции, и инволюции:
«Эволюция есть раскрытие эволюта из инволюта, процесс постепенного роста».(7,с.634)
Однако понять значение «эволюта» и «инволюта» необходимо совершенно в другом смысле.

Если обратимся к первым этапам Манвантары, когда Вселенная только начинает проявляться, то можно сказать, что из плана Пралайи, когда «прежняя Вселенная была растворена или свернута и находилась в этом состоянии соответствующего цикла», новая Вселенная начинает развертываться или раскрываться. Иначе говоря, Вселенная начинает эволюционировать. При этом из «пассивного» состояния она переходит в активное, в связи с чем вполне применимо использовать выражение «раскрытие эволюта из инволюта». Процесс эволюции происходит всю Манвантару, пока Вселенная вновь не перейдет в план Пралайи. Но процесс растворения Вселенной нельзя рассматривать как инволюцию в полном смысле этого слова, или, если все же использовать это понятие, то применение его будет условным, означающим лишь переход вновь на уровень простейшего состояния с учетом приобретенного опыта совершенствования. В противном случае мы теряем сам смысл происшедшей эволюции, если в итоге никаких изменений не произошло.

Казалось бы, зная о том, что Мир выявляется из Абсолюта и вновь достигает этого состояния, можно говорить об отсутствии смысла не только эволюции, но и самого существования Абсолюта и выявляемого им Мира.

И только памятуя о том, что наш Абсолют – один из бесконечного множества других Абсолютов, входящих в состав Беспредельности, можно уловить смысл его существования. На уровне нашего Мира, Абсолют действительно неизменен и он не может эволюционировать (это бы противоречило его сути). Но поскольку наш Абсолют может рассматриваться лишь как проявление другого более высокого Абсолюта, Абсолюта Мироздания, а тот, в свою очередь, таким же проявлением еще более высокого Абсолюта и т.д., применение понятий эволюция или изменение по отношению к нашему Абсолюту становится допустимым. Подобно тому, как от Бытия и эволюции любого существа, в том числе и человека, в конечном итоге зависит существование и эволюция Планетарной Цепи, системы, и всей Вселенной, также и от существования и эволюции нашего Абсолюта зависит существование и эволюция структурных построений Беспредельности.

Приведем некую, хотя и достаточно сложную, аналогию. Рассмотрим, к примеру, человека читающего книгу и уже прочитавшего ее. Внешне книга осталась книгой, у нее ничего не убавилось, а человек также внешне, вроде бы, не изменился. Но, в отличие от начинающего читать, прочитавший книгу человек приобрел знания. Эти знания и есть те самые изменения, которые незаметны внешне, но присутствуют в нем. Так и в эволюции всегда существует нечто скрытое, недоступное для нашего восприятия, что влияет на изменение внутреннего состояния объекта эволюции.

Общий подход к тому, что «ничто из ничего не возникает и ничто бесследно не исчезает», может вызвать вопрос: «Откуда у человека появились знания, если книга не изменилась?» Сама по себе книга представляет собой определенный набор знаков, комбинации которых позволяют человеку воспринимать определенную информацию, существующую в Мире. Знания, как таковые, не содержатся в самой книге, она лишь помогает человеку вызвать у себя соответствующий настрой на принятие некой информации из Мира. Именно поэтому человек, в зависимости от уровня настроя и готовности к восприятию, способен воспринять даже большую информацию, нежели тот объем, который может вызвать сама книга при буквальном восприятии ее информационного содержания. Восприняв эти знания из Мира, человек, либо сохраняет их в себе, либо утрачивает их, будучи не в состоянии их воспринять, упрощенно говоря, возвращая в Мир. Являясь носителем знаний, человек подвержен соответствующему изменению, и, в первую очередь, именно на уровне его сознания (изменения на уровне его разума как бы остаются незаметными), а в дальнейшем могут быть и на уровне физического тела. Такие положительные изменения – суть этапы эволюции человека. Со временем, когда будут пройдены все воплощения на уровне, соответствующему человеческим расам, то есть завершив свою человеческую эволюцию, он перейдет на более высокий, после-человеческий этап развития, где также будет проходить свое эволюционное развитие.

Эта схема повторяется и в Мире, и в Беспредельности.

«История Космической Эволюции, как она намечена в Станцах, есть, так сказать, абстрактная, алгебраическая формула этой эволюции. Следовательно, изучающий не должен ожидать найти в них отчет всех стадий и трансформаций, привходящих между первым началом Вселенской Эволюции и нашей настоящей стадией».(1,т.1,с.55)

Ранее мы дали общую схему эволюции Вселенной, рассмотрев ее с позиций проявления Вселенских Принципов, и коснулись общего понимания Единства Разума. Относительно последнего можно сказать следующее:

«...Был дан генезис Богов и людей, получивших начало из одной и в одной и той же Точке, которая является Единым Вселенским, Непреложным, Вечным и Абсолютным ЕДИНСТВОМ. В его первичном проявленном аспекте мы видим, что оно стало:
1) в сфере объективности и физики, ПЕРВОБЫТНОЙ СУБСТАНЦИЕЙ и СИЛОЙ - центростремительной и центробежной, положительной и отрицательной, мужской и женской и т.д.;
2) в мире Метафизики - ДУХОМ ВСЕЛЕННОЙ или Космической Мысле-Основой, называемой некоторыми ЛОГОСОМ.
Данная здесь классификация Космических Начал принята скорее ради удобства, нежели как отвечающая абсолютной философской точности. При начале великой Манвантары Парабраман проявляется, как Мулапракрити, а затем, как Логос. Этот Логос равнозначущ «Бессознательному Вселенскому Разуму» и т.д. западных пантеистов. Он составляет Основу субъективной стороны проявленного Бытия и является источником всех проявлений индивидуального сознания. Мулапракрити или же Предвечная Космическая Субстанция является основою объективной стороны вещей - основою всей объективной эволюции и всего космогенезиса. Следовательно, Сила не возникает в Первозданной Субстанции из Парабрамической латентности. Это есть превращение в энергию сверхсознательной мысли Логоса, вдохновленной, так сказать, к объективизации последнего из потенциальной латентности в Единой Реальности. Отсюда возникают изумительные законы Материи. ...Сила не синхронична с первой объективизацией Мулапракрити. Тем не менее, так как вне ее, последняя совершенно и неизбежно инертна - чистая абстракция, - то совершенно бесполезно заниматься слишком тонкими хитросплетениями, что касается до порядка последовательности Космических Начал».(1,т.2,с.35-36)

Можно сделать следующий вывод: все происходящие изменения происходят в результате внутренних и внешних факторов, которые в свою очередь связаны с проявлением скрытых, но действующих Законов Мира на разных уровнях Бытия.

Относительно внутренних факторов можно сказать, что это, в первую очередь, связано с сокрытыми (непроявленными) Законами, и непосредственно связанными с ними различными соотношениями энергий. Если говорить о различных структурах материального плана (то, что мы именуем обычно материальными объектами), то это относится прежде всего к соотношению потенциальной и кинетической энергии на разных ее уровнях выявления в самих объектах, непосредственно влияющих на их состояние и свойства. А это соотношение определяется проявлением тех Законов, которые являются проявлением соответствующих Вселенских Принципов. Когда же речь идет о носителях Разума, то здесь также необходимо говорить о соотношении энергий и проявлении Законов, а также о тех процессах, которые протекают в самих этих носителях и являются воздействием Воли носителя, порожденной его сознанием.

Относительно внешних факторов можно сказать, что это связано с теми внешними воздействиями, которым подвергается тот или иной объект исследования. Это воздействие связано как с условиями или со средой обитания (существования) объекта, так и с воздействием на объект носителей Разума различного порядка.

Определим их участие в эволюционном процессе.

Эволюция возможна не для всех объектов. Прежде всего эволюция возможна только для тех объектов, которые обладают энергией достаточной не только для самого существования объекта, но и для соответствующих качественных изменений (совершенства), которые и представляют собой эволюцию. Объекты со слабыми внутренними связями не способны эволюционировать в том смысле, в каком мы это понимаем. Обычно они не могут длительное время существовать и в конечном итоге распадаются на составляющие, хотя любое существование, в том числе и кратковременное, может рассматриваться как процесс развития. Все, что проявляется в этом мире, есть результат определенного развития, хотя и различно по степени и достигнутым состояниям, ибо существующий в каждом объекте элемент разумности проходит свой этап совершенствования. Объекты с оптимальными по силе внутренними связями и стабильным положением существуют значительно долго, пока их внутренние связи обеспечивают существования самого объекта. Здесь результаты совершенствования в ходе эволюции более значимые. Но наибольший результат эволюции можно наблюдать для объектов с сильными внутренними связями.

«Эволюция всего сущего не отделяется от эволюции каждого духа, как одна спираль в вечном движении. Духовным сознанием обогащается наша планета. Материальность не движет эволюцию. Устремленное к неподвижности материальное создание заводит в стоящей воде присутствующих москитов. Нет бесконечного покоя, потому не задерживайтесь на одной точке; или сдвиг сплавит вас, или поможете перевороту космическому. Основа всего спираль, и должны понять сущность вечного пространственного огня».(18,ч.1,с.82)

Суть эволюции – достижение более совершенного состояния формы и содержания. Именно поэтому наиболее заметны результаты для объектов с сильными связями, когда достижение более совершенной формы происходит значительно быстрее, что сказывается и на содержании, а последнее и определяет итог развития. Если исходить из того, что все существующее во Вселенной имеет в себе духовное (разумное) начало, то можно определенно сказать, что сама эволюция не только осуществляется за счет развития содержания, но и во многом благодаря влиянию духовного устремления.

«В эволюции, как ее начинают понимать теперь, предполагается присутствие во всей материи импульса, заставляющего стремиться к высшим формам -это предположение ясно выражено Ману и другими индийскими трактатами глубочайшей древности».(2,т.1,с.39)

Это устремление – есть проявление Высших Законов, одним из которых является воздействие Космического Магнита. Именно под его воздействием все в Мире имеет определенную направленность, свойственную соответствующему состоянию формы и состоянию объекта.

«Космическое притяжение так ясно направляет движение в эволюцию. Устремленный импульс влечет за собой ту спираль, которая должна привести встречную силу. И устремление спирали зависит от пространственного огня. Явления космического притяжения, утверждая ищущую силу током положительного магнетизма, рождают и отрицательный магнетизм; и начало единое можно найти во всем Космосе. На мировое движение эволюции можно смотреть, как на утверждение космического магнита».(18,ч.1,с.92-93)
«Каждая форма Космоса будет соответствовать форме духа. И все порожденные формы будут отвечать формам, порожденным духом в своем беспредельном устремлении к совершенствованию. Чувство ответственности должно поднять космическое творчество. Когда дух развивается в направлении Космической Беспредельности, тогда чувство ответственности приобретает силу явленную Творцами Космоса».(18,ч.1,с.61)

Известно, что сам процесс эволюции можно схематично представить в виде спирали (одного витка или семеричного цикла). В первой половине этого витка (цикла) происходит совершенствование содержания и формирование будущей формы (что не исключает и одновременное предуготавливание и постепенное течение развития содержания будущей формы), а во второй половине преимущественно совершенствуется сама форма, что не исключает предуготавливание формирования нового содержания. Эти два процесса взаимосвязаны и разделение на совершенствование формы и совершенствование содержания фактически невозможно. Если же учесть, что оккультное понимание эволюции рассматривается в трех аспектах, то необходимо для вышесказанного использовать три спирали, соответствующих каждому из направлению.

«Творчество духа растет с каждым новым течением эволюции. Истинно, дух человеческий не знает своей сокровищницы; спирально ее выражение при утвержденном устремлении.
Символ спирали заложен в Нашей творческой мощи. Постепенное возрастание не дает творчеству поникнуть. Кому же явить спиральное движение, как не тем, кто объединились высшим слиянием».(18,ч.1,с.82)
«Символ змия, удерживающего свой хвост, есть круг событий эволюции. Спираль применима к пути восхождения. Знающие будущее шагают навстречу эволюции. Устрашающиеся эволюции идут шагом смерти».(18,ч.1,с.17)

Чтобы понять причину происходящих с объектами изменений необходимо их рассматривать не в идеальных условиях существования, когда они существуют отдельно от всего мира, а в комплексе, учитывая то влияние, которое осуществляет на этот объект весь или хотя бы наиболее приближенная к нему часть Мира.

Любой объект, реально существующий в мире, не только сам испытывает постоянное воздействие окружающего Мира, но и сам оказывает воздействие на этот Мир, как бы мало это значение ни казалось. Суть этого взаимодействия сводится к достижению состояния гармонии как внутри самого объекта, так и в его взаимоотношениях с окружающим Миром.

«Сказано давно - в законченности смерть! Только в непрерывности действия можно двигаться в направлении красоты. Даже в состоянии Пралайи сущность материи продолжает двигаться. Невозможно себе представить точку космической задержки. Невозможно отнести точку задержки, когда применим пример данной причины в разряд обычных явлений. ...Притяжение неминуемо там, где все силы напряжены. Закон един во всем Космосе».(18,ч.1,с.39-40)

Хотелось бы отдельно остановиться на участии носителей Разума в процессе эволюции. Эти носители не только сами эволюционируют, стремясь достигнуть состояния совершенства, но и оказывают воздействие на окружающий их Мир. Это воздействие осуществляется через воздействие как на себя, так и на окружающий Мир Волей (или, как принято это именовать в «Тайной Доктрине» – через Фохат). Сам по себе Разум не способен непосредственно влиять на все формы, которые образуются в ходе проявления последующих Вселенских Принципов. Это воздействие осуществляется опосредовано, через Фохат, как следующий этап эволюции Разума, воплощенного в Сознание.

«Одновременно с эволюцией Всемирного Разума, Сокрытая Мудрость Ади-Будды - Единого Высочайшего и Вечного - проявляется, как Авалокитешвара (или Проявленный Ишвара), который и есть Озирис египтян, Ахурамазда Зороастра, Небесный человек Герметической Философии, Логос платоников и Атман ведантистов. Фохат, проходящий через все семь принципов Акаши, действует, как сказано выше, на проявленную субстанцию или Единый Элемент и, дифференцируя его на различные центры энергий, пускает в ход закон Космической Эволюции, который в повиновении Представлению Всемирного Разума, вызывает к жизни все разнообразные состояния бытия в проявленной Солнечной Системе».(1,т.1,с.158)

О том, каким образом эти носители Разума участвуют в Космической Эволюции речь пойдет в последующих главах.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 593
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения