Концепция мироздания - Абсолют

Перейти вниз

Концепция мироздания - Абсолют

Сообщение автор Admin в Чт Фев 08, 2018 10:38 am

Под первоосновой понимается нечто изначальное, наиболее сложное и, в то же время, наиболее простое, выявляющее в дальнейшем иные формы Бытия, а под материей понимается совокупность первооснов на определенных этапах их выявления или проявления, то есть наиболее сложное состояние первооснов.

Изначальность, как уровень действительной Основы Единого, может быть определена только для Того, Кто (или Что?) содержится во всем без исключения, но не обладает свойствами, присущими этому «всему» или тому, из чего это «все» состоит, является выше их и потому можно было бы говорить о том, что Оно (Единое, Изначальное) лишено каких-либо свойств и не обусловлено чем-либо, кроме свойства Бытия, или иначе свойства – Быть Абсолютной Реальностью. Поэтому нельзя считать Абсолютным (безотносительным, безусловным) любое Божество, обладающее какими-то качествами, свойствами, чертами, присущими известной нам Природе и, тем более, человеку.

Для того чтобы пытаться рассуждать об Абсолюте необходимо, хотя бы в общих чертах, представлять общую схему построения Мира, его проявления. Только тогда можно рискнуть, достаточно условно, определить уровень или место Абсолюта в этой схеме. И тогда станет очевидным, что в этой области нет и не может быть каких-либо конкретных познаний, конкретных объектов, доступных для человеческого разума, не говоря уже о чувственном восприятии. Признавая возможность человека познавать Абсолют, мы будем вынуждены признать, что обладаем чем-то, нечто более тонким, чем сам Абсолют. Нельзя полностью или даже близко познать суть того, что недоступно нашему восприятию, даже если познание осуществляется нашим разумом. Возможности исследования и познания чего-либо всегда ограничены разрешающей способностью (готовностью) постичь тот или иной объект исследования. С помощью палки можно исследовать глубину, ширину или длину, не возможно проникнуть в глубины структуры исследуемого объекта. Если же наш разум оказался в состоянии хотя бы воспринять Абсолют, то Абсолют ли это?

Исходя из последнего, необходимо сразу сказать, что для нашей Вселенной любое понятие «Абсолют» является относительным или условным (то есть уже не Абсолютом, как таковым, а лишь уровнем, который мы, условно, признаем за Абсолют нашей Вселенной.) То, что в нашей Вселенной может быть признано абсолютным, то есть то, из чего все произошло, в более глобальном исследовании с позиций более сложных Космических построений, может оказаться лишь одним из проявлений более высокого Абсолютного. Последний, в свою очередь, также в более сложных построениях может оказаться в таком же положении. И так до Беспредельности, то есть до того максимального построения, которое только окажется возможным.

Что же касается нашей Вселенной, то, как по взглядам эзотерической науки, так и по взглядам традиционной науки, она имеет два состояния: проявленное и непроявленное или состояние разлетающейся (расширяющейся) и собирающейся (сжимающейся) «в точке».

Эти два подхода (эзотерический и научный), при всей их близости в описании состояний нашей Вселенной, значительно различаются друг от друга по сути представлений, структур и механизмов процессов, происходящих на каждом из этапов таких исследований.

Эзотерическая картина Космоса не предполагает изменение размеров Космоса или Пространства, равно как и не признает существования Пустоты. С точки зрения эзотерической науки процесс проявления и растворения непроявленной Вселенной, происходящие в периоды, именуемые Манвантара и Пралайя, уподобляется земным суткам: есть утро, день, сумерки и ночь, с той лишь разницей, что если земные сутки измеряются 24 часами, то Манвантары, в зависимости от уровня их понимания, могут исчисляться периодами земных лет, обозначаемыми до 15-значных чисел. При этом наша Вселенная рассматривается лишь как этап существования Космоса.

Семь планов непроявленного, то есть Вселенной в состоянии Пралайи, не только имеют свою структуру, но и свои виды разумного существования. В период, когда Вселенная находится в состоянии Пралайи, Космос представляет собой различные состояния непроявленной материи на уровне определенных первооснов, именуемой иногда Пре-Космической Материей, а, иногда, и Духом, Разумом или иначе.

Эта Пре-Космическая Материя имеет свой состав, а, следовательно, не может рассматриваться в качестве некой первоосновы Мира. Единое, а, затем, Разум, Дух, являются основой Материи этого уровня. Проблема познания этих уровней заключается в том, что если проявленный план мы можем хотя бы частично воспринимать, наблюдать, то непроявленный не только недосягаем для нашего восприятия, но и чрезвычайно труден даже для осмысления.

Абсолют, если понимать его в действительном Беспредельном значении, может быть только ОДИН и его необходимо искать не в каких-то известных нам космических построениях (Земля, Солнечная система, Галактики, Вселенная, Мироздание и др.), а лишь в той сфере, которая недоступна, даже для весьма условного или относительно, представления ее масштабности и сложности. Только там АБСОЛЮТ может быть АБСОЛЮТОМ в его истинном понимании. Поскольку такая область познания для нас, обладающих лишь человеческим разумом, не только недосягаема, но и просто немыслима, все попытки описать АБСОЛЮТ бесплодны и могут являть собой лишь плод размышлений или фантазий любого авторов.

Абсолют не может быть Первым не только в силу предполагаемого первого выявления или первой дифференциации из чего-то еще более изначального, но и потому, что само разделение на Первый и последующие означает разделение Абсолюта и всего последующего выявленного из него, что противоречит самому понятию «Абсолют». АБСОЛЮТ был, есть и всегда будет самим собой, ПЕРВЫМ, ВСЕМ СУЩИМ (на всех уровнях Бытия) или АБСОЛЮТНО ВСЕМ.

Особый интерес представляет собой разъяснение, данное Е.П. Блаватской относительно понятий Парабраман и Мулапракрити, поскольку осознание их различия позволяет правильно понимать соотношение Проявленного и Непроявленного Мира, что, в свою очередь, позволит понять, опять же весьма условно и относительно, место Абсолюта.

«Если мы обратимся к космогониям индуизма, то не найдем в них даже упоминания Парабрамана. В них говорится только о Мулапракрити, которая является своего рода покровом, или аспектом, Парабрамана в невидимой Вселенной. Мулапракрити значит Первопричина Природы или Материи. Но Парабраман не может быть назван «Первопричиной», т.к. он является Абсолютной Беспричинной Причиной всего. Таким образом, следует начинать с Мулапракрити, или Покрова того, что не поддается постижению. Опять же, на первом плане Материи первой появляется Богиня-Мать как отражение, или субъективная причина. Затем от нее исходит (или, скорее, пребывает в ней) непроявленный Логос, или Дух, и Сын, выделяющий из своей субстанции Семь Логосов, синтез которых, рассматриваемый как одна собирательная сила, и становится Архитектором Видимой Вселенной».

Абсолют есть координирующее начало бытия, ибо, как заметил еще Аристотель, в пустоте все направления являются равноправными. Или, как сказано в Коране, «Куда бы вы не обратились, там лик Аллаха» (К. 2:109). Интерес представляет то, что Дионисий Ареопагит определял Всевышнего как «пребывающего везде и нигде». Можно сказать, что мир, согласно концепции Упанишад, един, «пустотен» в Брахмане и множественен, феноменален в сонме Атманов. Новый взгляд на природу квантовой реальности констатирует то же самое: существует «принципиально неустранимая возможность проявления свойств реальной множественной материи в так называемой пустоте... то, что лежит в основе этой возможности, оказывается более реальным, более глубоким и более действенным, чем вся преходящая и, можно сказать, иллюзорная действительность множественного мира вещей и процессов. Таково квантовое свойство мира как неделимого целого. Любая конкретная вещь, явление или процесс неизбежно преходящи... Но неизменной, однако, остается та сторона мира, с которой он предстает не как многое, а как одно», – пишет И. З. Цехмистро [Цехмистро, 1981, c. 132]. Или, как полагал Э. Шредингер, «личная индивидуальная душа равна вездесущей, всепостигающей вечной душе». Это главное заключение Э. Шредингер считает, анализируя сущность генетической теории, наибольшим из того, что может дать биолог, пытающийся одним ударом доказать и существование Бога и бессмертие души [Шредингер, 1947]. Говоря об Абсолюте, мы должны иметь в виду, что он как нечто неизреченное, с одной стороны не поддается вербально-знаковому, а также образному выражению, а с другой – он не может быть ограничен даже собственной непознаваемостью, то есть Абсолют с одной стороны непознаваем, неизречен, а с другой – вполне познаваем, рационализируем и символизирован, когда Абсолют, как пишет Алан Лео, находит разнообразные рациональные проекции. В геометрии это круг, «в царстве цифровой символики это цифра ноль, в царстве света и красок – это затмение, в символике звука и музыки – это тишина, молчание» [Лео, 1994, с. 9-10]. Абсолют необходим нам и для разрешения порожденных наукой многочисленных парадоксов, антиномий-проблем как специфической формы выражения неадекватности формально-логических структур объективной природе движения, всеобщего, бесконечного. Пустота, Абсолют является нейтральной сущностью, форпостом материи, где она черпает свое бытие, законы и порядок. «В самом деле, как будет существовать порядок, если нет чего-нибудь вечного, отдельно существующего и пребывающего?» – вопрошает Аристотель [Аристотель, 1934, с. 183]. У Спинозы пустота выступает в виде субстанции, которая участвует во всех изменениях, оставаясь инвариантной, неизменной. У Декарта целостность материи, ее постоянное количество проистекает из некой неизменной сущности, и именно потому, «что Бог неизменен и что, действуя всегда одинаковым образом, Он производит всегда одно и то же действие» [Декарт, 1950, с. 201]. Парадоксальная сущность пустоты находит свое отражение в идее Гераклита, что одно и то же может существовать, и не существовать одновременно.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 593
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Концепция мироздания - Абсолют

Сообщение автор Admin в Чт Фев 08, 2018 10:41 am

Абсолют вне Законов, ибо сам Закон является выражением определенных Принципов.

Принципы предстают не как некая абстракция, а как оценка, характеристика целой сферы, области, уровня существования Мира. Принцип – не есть Закон, но его ОСНОВА. Принцип не есть сама Основа, но его ОТОБРАЖЕНИЕ на определенном уровне понимания.

Семь Космических Принципов (Пралайя) дают представление о первом цикле проявления Абсолюта и именуются, согласно эзотерической литературе, следующим образом:

1. Абсолют, Единый Принцип, Абсолютная Реальность.
2. Бесконечный (Мировой, Божественный) Разум.
3. Корень-Природа, Корень-Материя.
4. Бесконечная или Единая Энергия.
5. Единый Элемент.
6. Единая Жизнь, Превышняя Душа, Великое Дыхание.
7. Вечный Атом, Сумма Всего, Лайа-Центр, Центральная точка.

Семь Космических Принципов закладывают основу возникновения Вселенной – второго цикла проявления Абсолюта. Согласно теософской доктрине, на определенном этапе космогенеза происходит дифференциация «зародыша» Вселенной в семеричную иерархию сознательных божественных Сил, представляющих собой активные проявления Единой Высочайшей Энергии. Эта иерархия описывается как Семь Вселенских Принципов.

Семь Вселенских Принципов связаны с этапом проявления Вселенной и именуются следующим образом:

1. Сат, Брахма, Дух, Логос, Первичная Причина Всего.
2. Вселенский Разум, Вселенская Мысле-Основа.
3. Вселенская Иллюзия, Вселенская Корень-Субстанция.
4. Фохат, Вселенская Энергия или Воля.
5. Акаша, Вселенская Материя.
6. Вселенская Душа, Вселенская Жизнь.
7. Центральная Точка, Лайа-Центр, Прообраз Вселенной.

Седьмой Вселенский Принцип, завершающий проявление всей группы Вселенских Принципов, неслучайно именуется как Прообраз Вселенной, но не сама Вселенная. Начиная с проявления Логоса (Первого Вселенского Принципа) и заканчивая проявлением Седьмого Вселенского Принципа (Прообраза Вселенной, Лайа-Центра) – это первый этап проявления Вселенной, в ходе которого создаются условия для проявления новых Логосов или Логосов следующего порядка, вплоть до Логоса нашей Планетарной Цепи. Это является аналогичным (но не тождественным) тому, что происходит в иных сферах проявления. И лишь тогда наступает этап формирования Планетарной Цепи и этот процесс протекает таким же образом: начиная с проявления Логоса нашей Планетарной Цепи и заканчивая проявлением самой Планетарной Цепи. Иначе говоря, Семь Принципов нашей Планетарной Цепи можно рассматривать как один из своеобразных суб-принципов (или подпланов) Седьмого Вселенского Принципа. Семь Принципов нашей Планетарной Цепи – это третий цикл проявления Абсолюта.
Семь Космических Принципов


Первый Космический Принцип. К Первому Космическому Принципу, характеризуя его состояние, вполне допустимо использование (хотя и заведомо условно) понятий Абсолют, Абсолютная Реальность, Единый Принцип, Парабраман. Та же эзотерическая литература трактует этот Принцип по терминологии, которую можно считать близкой к научной, как Беспричинная Причина, Бескоренной Корень Всего.

О Первом Космическом Принципе можно сказать, что он одновременно является Вечной, Абсолютной Тьмой и в то же время Высшим Единым Светом. До выявления последующих Принципов он не может признаваться иначе, как Вечная и Абсолютная Тьма, ибо нет ничего и никого, что бы он не мог бы из себя выявить.

Первый Космический Принцип может характеризоваться как Реальное Начало Будущей Вселенной. Это и есть тот относительный «Абсолют Вселенной», то Единое, что в дальнейшем, на протяжении Семи Космических принципов, выявит из себя Вселенную, все космические построения Вселенной, в том числе, и Нашу Планетарную Цепь и Землю.

Первый Космический Принцип перестанет быть Тьмой тогда, когда проявится Второй и/или последующие Принципы, ибо они могут быть выявлены только потому, что освещены Светом Первого Космического Принципа. До проявления последующих Принципов Первый Космический Принцип может быть даже воспринят (правда, неизвестно кем или чем) как Хаос, заключенный во Тьме, которые исчезнут с проявлением новых Принципов.

Первый Принцип, как «абсолютная абстракция, непостижимая для конечного разума», интересен тем, что может нести на себе функцию первопричины, хотя самой эзотерической философией это отрицается, как возможность перенесения принципа причинности на Брахман – неизменное и абсолютное – проявляющееся в виде Брахмы на стадии эманации Вселенной. Это как бы попытка описать Бесконечное и Вечное средствами конечного и временного. Заметим, что в человеческих представлениях такого понятия просто не существует, и, скорее всего, в математических цивилизациях гуманоидного и негуманоидного типа также, т.к. причинность явлений лежит в основе всех наблюдаемых вещей и логики. Тем не менее, его можно выразить намного проще, – это Бог, – ответственный за подготовку причин, вызвавших Большой Взрыв (Big Bang).
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 593
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Концепция мироздания - Абсолют

Сообщение автор Admin в Чт Фев 08, 2018 10:42 am

Второй Космический Принцип. Со Вторым Космическим Принципом эзотерическая литература связывает понятие Бесконечный (Мировой, Божественный, Всемирный) Разум, Дух, а в плане близкой к научной терминологии связывают с понятием Пре-Космическая Мысле-Основа.

Если относительно Первого Космического Принципа мы говорили, что он обладает одним свойством – Бытийность (то есть быть даже в форме не только непроявленного, но и невыявленного), то относительно Второго Космического принципа можно сказать, что он обладает свойством, которое можно назвать первичным этапом выявления или, чрезвычайно упрощенно, «делением». Это включает в себя как способность выявлять из себя, а, с научной точки зрения «разделяться» как на Третий Космический Принцип, так и на способность творить будущие выявления или то, что наука считает «делением».

На этапе Космических Принципов нет и не может быть какого-то «деления» в общепринятом понятии этого слова. Речь может идти лишь о выявлении чего-то или каких-то свойств, характеристик, но при этом, не лишаясь этого. На уровне Космических Принципов так называемое «творчество» существует в виде выявления из одного Принципа другого, последующего, и так далее.

Второй Космический Принцип (Разум) представляет собой вторую дифференциацию Абсолюта или первую дифференциацию Первого Вселенского Принципа. Поэтому можно утверждать, что Разум существует вечно: во всех последующих Принципах (Космических и Вселенских) он рассматривается как изначальная суть, основа (упадхи), дифференцированная или проявленная на соответствующем уровне, а относительно предшествующих ему уровней он существует в растворенном состоянии. Отсюда следует очевидный вывод: все в Мире Разумно, но степень проявления этой разумности может быть различна в зависимости от уровне выявления или проявления Разума.

Разум, как дифференциацию Второго Космического Принципа, можно рассматривать как совокупность всех последующих проявляющихся разумов, в том числе и как совокупность Всех Сознаний. Ведь любое сознание становится таковым лишь тогда, когда Разум приобретает определенный носитель. Всемирный Разум на последующих этапах как бы остается латентным по отношению ко всем последующим проявлениям, а потому может признаваться и нематериальным, поскольку Материя, в разных ее проявлениях, еще не проявилась. Последующие проявления Разума, когда они приобретут носителей, будут «разумами» более грубого порядка, и их уже можно будет рассматривать как различные формы сознания.

В эзотерической литературе процесс дифференциации Разума рассматривается как освещение Первозданным Лучом (или Высшим Светом) Второго Космического Принципа, который и становится выявленным только потому, что освещен этим Светом. Данное описание дает принципиальное понимание процесса выявления: мы видим объект только потому, что он освещен светом. Но такой подход противоречит ранее указанным запретам для Абсолюта.

Выявление Первозданного Луча и освещение им чего-то Нечто, являвшегося после освещения в виде Разума, предполагает два момента: первичное выявление Первозданного Луча и существование в Абсолюте растворенного Разума, ранее не воспринимаемого, но существующего.

При буквальном понимании эзотерического объяснения проявления Разума возникают противоречия, устранить которые не просто. Правильнее было бы говорить не об освещении Разума Светом как отдельно существующего объекта освещаемого чем-то более тонким, но также отдельно существующим, а о том, что процесс выявления Разума сопровождается одновременно и выявлением Света. И этот процесс не только не отождествляется с вышеуказанным, но и, в действительности, носит совершенно иной, внутренний скрытый смысл. Само выявление Света не есть рождение или создание чего-либо предшествующего или последующего относительно Разума, а тем более чего-то принципиально отличного от Него. Нельзя разделить Свет и Разум как некие самостоятельные и разделенные состояния Высшего. Это аналогично нашему восприятию, которое пытается в теплой воде разделять молекулы горячей и холодной воды, которые, хотя, теоретически, и имеют разные характеристики, но их невозможно выделить из общей массы, поскольку иначе мы получим массу холодной и массу горячей, но не теплой воды.

Первый Космический Принцип, выявившись, содержит в себе все остальные Шесть Космических Принципов, но в растворенном состоянии. Это состояние даже нельзя назвать состоянием потенциальности в общепринятом смысле, т.к. последняя предполагает уже существование чего-либо конкретного, обособленного, но еще не выявившего эти свои свойства. И хотя Разум растворен в Первом Космическом Принципе, но это не означает, что их можно разделить (это Абсолют, а это Разум) пусть даже невыявленный.

В данном случае Свет – это не некое промежуточное состояние между Первым и Вторым Космическим Принципом, а это есть отображение процесса Выявления Второго из Первого. Согласно эзотерического толкования выявления, Первый Космический Принцип осветил Светом Разум и тот стал выявленным. Здесь мы сразу различаем три элемента процесса (Абсолют, Свет и Разум), взаимодействие которых выявляет Разум уже позднее. Как известно, такое для Абсолюта невозможно. Однако примерно так, используя недопустимые упрощения и аналогии, можно представить себе процесс выявления Разума и его освещение Светом.

Относительно Разума можно говорить, что его еще пока нет (он растворен в Абсолюте), а есть лишь его возможность (потенция) существования.

Выявленный Разум не выходит за «рамки» Абсолюта, не тождественный ему, но и не противостоит ему. Он есть его выявление и, безусловно, связан с ним. Теперь вернемся к характеристике Второго Космического Принципа как Пре-Космической Мысле-Формы. Такой характеристикой Разуму фактически отводится роль Сознания Абсолюта, ибо мысль – это продукт Сознания. При всей сложности допустимости такого толкования с ним можно согласиться, если понимать Абсолют как Творца, Свет – как его Идею, а Разум – как воспринявшего эту идею и воплотившего ее в дальнейшем в Мысле-Форму. Но все же такое толкование кажется мало допустимым, ибо тогда Абсолют следует понимать как некое сверхсущество – Творца, что недопустимо.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 593
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Концепция мироздания - Абсолют

Сообщение автор Admin в Чт Фев 08, 2018 10:43 am

Третий Космический Принцип. При выявление Разума, как возможности к творчеству, как Творческого Начала, признавая у Абсолюта потенциальность творчества, мы еще не можем говорить, что само это творчество осуществимо. Для этого потребуется выявление еще одного Творческого Принципа Третий Космический Принцип «материала», из которого будет осуществляться само Творение. Таким «материалом» является Третий Космический Принцип, именуемый в эзотерической литературе как Корень-Природа, Корень-Материя, а по близкой к научной терминологии – как Пре-Космическая Корень-Субстанция.

Необходимо различать Пре-Космическую Корень-Субстанцию, Корень-Природу и Корень-Материю от Изначальной Субстанции, Природы и Материи, которые проявятся только на уровне Вселенских Принципов, то есть уже при проявлении самой Вселенной. Первые существуют на уровнях изначальных выявлений Абсолюта, когда будущая Вселенная еще находится на непроявленном уровне, в состоянии Пралайи.

Из общего подхода выявления или проявления Принципов мы знаем, что каждый предшествующий Принцип создает основу для возникновения последующего. Из этого следует, что после выявления Единым Космическим Принципом Разума, последний, будучи связанным с Первым Космическим Принципом и выявившись из него, создает тем самым условия (основу) для выявления Третьего Космического Принципа.

Выявление Разума (Духа) и Корень-Природы (Корень-Материи) можно рассматривать как изначальное выявление Основ духовного и Материального, или Корень-Духовного и Корень-Материального.

Второй Космический Принцип, предуготовив возможность возникновения Третьего Космического Принципа, сам по себе не вызывает его возникновения. Это происходит в результате освещения его (Третьего Космического Принципа) все тем же Светом.

Образуется две связи: от 1 до 2 и от 2 до 3 Космических принципов. Эти связи рождены двумя Лучами (Светом), исходящих от Первого Космического Принципа. В то же время нельзя упускать «Световую» связь между 1 и 3.

Но данная схема отображает лишь одна из моделей образования Принципов. Более правильнее, с учетом того, что все это происходит в самом Первом Космическом Принципе, отобразить с помощью схемы вложения принципов. Принципы как бы входят друг в друга, продолжая оставаясь в Первом Космическом Принципе. Можно сказать, что выявление Принципов на этом уровне происходит как бы внутри Единого Принципа.

Второй и Третий Космические Принципы можно рассматривать как один виток спирали выявления Первого Космического Принципа, когда сначала формируется содержание (Второй Космический Принцип), а затем формируется форма (Третий Космический Принцип). Второй Космический Принцип есть творчество, есть духовная сфера. Третий Космический Принцип представляет собой уже результат завершения витка спирали Первого Космического Принципа – создание Корень-Материи (Корень-Природы или Корень Субстанции).

Таким образом, завершение выявления Второго Космического Принципа можно рассматривать как завершение выявление активного, творческого духовного начала (отсюда – Разум, Дух), а начало выявления Третьего Космического Принципа – как создание условной определенной формы. Можно сказать, что Второй Космический Принцип выполняет промежуточную функцию между Первым и Третьим Космическими Принципами, сам не получая какой-либо «формы», а являются лишь активностью Первого Космического Принципа, влекущий возникновение Третьего Космического Принципа.

В эзотерической литературе первые три Космических Принципа иногда именуют Высшей Триадой или Изначальной Троицей, отмечая их уникальное свойство Триединства.

Тройственность в единстве – эта идея единая для древних народов.

Когда мы говорили только о Первом Космическом Принципе, то речь шла о некой абстракции, не имеющей ни содержания, ни формы, хотя и признаваемой как Абсолютной Реальностью.

Первый виток спирали выявления Абсолюта, завершающийся выявлением Второго и Третьего Космических Принципов, дает нам возможность говорить о Триаде (Троице), соединяющей в себе Основу, содержание и форму. Разделять их по частям при исследовании мы можем лишь как этапы познания, то есть условно. В целом они образуют Триединство.

Христианская Святая Троица (Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух) есть ни что иное, как специфическое описание Высшей Триады или Изначальной Троицы, но имеющее скрытый или экзотерический смысл. Используемое выражение «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа» – есть неправильное по структуре и последовательности отражение Триады или Триединства.

В эзотерической литературе иногда Бесконечный Разум (Второй Космический Принцип) относится к Высшему Свету (Духу), и в то же время, утверждая, что хотя Дух и «светил» Третий Космический Принцип, выявив его, он все же стоит выше его. Это же говорится и относительно Первого и Второго Космических Принципов.

Таким образом отнесение Второго Космического Принципа к Высшему Свету (Духу) относительно Третьего Космического Принципа (Корень-Материи) связано с характеристикой его как творческого начала, в чем и сокрыта причина различного толкования Святого Духа одновременно и как мужского, и как женского начала. Впрочем, на этом этапе вообще говорить о существовании мужского или женского начала, равно как о положительном или отрицательном еще рано, можно говорить, пожалуй, что о Пре-началах или их Основах. (Сами начала: мужское, женское, положительное и отрицательное – возникнут лишь на уровне проявления Вселенских Принципов.) Поэтому-то Второй Космический Принцип при одном подходе – как творческое начало, выявившее Корень-Материю, – можно считать женским Пре-началом (выявляющим из себя), а при другом – как самостоятельный Принцип, как результат проявления Первого Космического Принципа – считать мужским Пре-началом (порождающим Корень-Материю). Первый Космический Принцип растворяет в себе эти два Пре-начала и не может иметь конкретного полового принципа, является их Единством.

То же самое можно сказать и о Третьем Космическом Принципе. Понимая его как Природу, как Материю, можно говорить о наличии женского Пре-начала, но стоящий впереди «Корень» не оставляет сомнения о наличии мужского Пре-начала.

Само выявление Третьего Космического Принципа, как завершение первого витка спирали выявления, можно рассматривать и как начальную, исходную точку для следующего витка, где Третий Космический Принцип мог бы претендовать на роль своеобразного Первого Космического Принципа, но уже относительно уже нового, второго витка спирали. Он символизирует окончание формирования содержания и формы первого уровня и является исходной точкой для последующих формирований.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 593
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Концепция мироздания - Абсолют

Сообщение автор Admin в Чт Фев 08, 2018 10:43 am

Четвертый Космический Принцип. В эзотерической литературе с этим Принципом связывают понятие Бесконечная или Единая Энергия или, иначе говоря, Пре-Космическая Воля или Энергия.

Этот Принцип можно рассматривать как первое выявление Высшей Триадой (Изначальной Троицей) нового Принципа. Выявлением Второго и Третьего Космических Принципов завершается первый виток спирали Эволюции, когда формирование основы (Корня) духовного (Разума) и материального (Корень-Субстанция) он завершается. С выявлением Четвертого Космического Принципа начинается очередной виток Эволюции – формирование очередного духовного начала – Воли, за которым, как завершение витка – проявление Пятого Космического Принципа – следует выявление Единого Элемента. При этом необходимо помнить, что все эти витки составляют этапы (подэтапы) одного единого витка выявления Космических Принципов.

Само название Четвертого Космического Принципа дает нам несколько характеристик одновременно. Единая Энергия – подчеркивает единство Внешней, Потенциальной и Кинетической энергий; указывает на энергетическую природу Принципов. Воля – подчеркивает отнесение к духовной сфере.

Применительно к Четвертому Космическому Принципу, можно сказать, что Воля – выявление деятельности Высшего Космического Сознания, каковым является Высшая Космическая Триада, а также подготовкой для дальнейшего выявления последующих Космических Принципов. Это нельзя рассматривать как акт, именуемый творчеством, поскольку такого творчества еще нет, если мы исходим по системе отсчета от Первого Космического Принципа. (Но он может быть признан таковым, если отсчет вести от уровня, более изначального, который мы признали в качестве Абсолюта для данной модели исследования.) Высшее Космическое Сознание выявляет носитель духовной основы для формирования последующего витка существования пока еще непроявленной Вселенной. Это своеобразное усилие (Сила), которое, будучи приложенным к последующему Принципу, имеющему материальную характеристику, образуют условия для формирования основ будущей Вселенной.

Иначе говоря, этот процесс можно представить следующим образом: Высшая Триада (Высшее Космическое Сознание) посредством Воли (Четвертого Космического Принципа) и Единого Элемента (Пятого Космического Принципа) формируют основу будущей Вселенной – Пре-Космическая Жизнь, Превышняя Душа, Великое Дыхание (Шестой Космический Принцип) и Единый (Вечный) Атом, Атом Атомов, Сумма Всего, Лайя-Центр, Центральная Точка, что соответствует понятию Пре-Космический Прообраз Вселенной (Седьмой Космический Принцип).

Пре-Космическая Воля разумна (от Разума) и реальна (от Корня-Материи), что придает последующим выявлениям Принципов волевое, духовное, разумное и реальное начало.

Соединив энергетическую и духовную характеристику Четвертого Космического Принципа, мы более глубже и полнее можем понимать акт Творения, как разумный, а не случайный.

Современная наука готова признать акт Творения как взаимодействие полярных начал (+ и –), но не согласна с разумностью самого творения. Именно Второй Космический Принцип и его новый уровень выявления в Четвертом Космическом Принципе дает Творению Разумный и Волевой характер. В Мире ничего не происходит «случайно» или «чисто механически», все имеет разумное, волевое начало, как бы механистически оно не воспринималось. Именно волевое начало лежит в основе всякого творчества и делает возможным многое ранее невозможное. Через Волю человек, например, формирует у себя психическую энергию (одно из проявлений Потенциальной энергии), которая позволяет (через Кинетическую энергию) творить.

Не случайно, используя соответствие цвета различным энергетическим центрам человека (чакрам), можно заметить следующее соответствие: 1 – фиолетовый, 2 – синий, 3 – голубой, 4 – зеленый (Творчество), ....

Обычно принято считать Волю продуктом Сознания. И в данном случае мы вполне можем говорить о Воле как продукте Высшего Абсолютного Сознания, поскольку выявление сначала Второго Космического Принципа (Разума, Духа), а затем Третьего Космического Принципа (Корень-Материи) образуют вышеуказанное Сознание. Но это Сознание не следует отождествлять с сознанием живых существ проявленного плана. Здесь может идти речь о Сознании Первого Космического Принципа, то есть изначального выявления Абсолюта. (До начала выявления Первого Космического Принципа и Разум, и Корень-Материя, а тем более и Высшее Абсолютное Сознание, растворены в самом Абсолюте.)

Такое понимание позволяет иначе оценить известное выражение: «Все создано по Воле Бога».

«Бог, Отец и Благо»... имеют одну и ту же природу или, более точно, энергию. Но энергия заключается в чем-то еще, она охватывает явления и божественные, и человеческие, и явления эти следовало бы держать в уме, рассматривая Благо. Энергия Бога, тем самым, является Его Волей...».

Аналогичным образом можно иначе понимать известное утверждение - «Бог создал Мир Мыслью» («Махабхарата»).

Правильность последнего выражения определяется тем, что если Высшая Триада может быть рассмотрено как Высшее Сознание, то выявление Воли можно рассматривать как первую Мысль, рожденную этим Сознанием.

Рассматривая эту метафизическую триаду, как Корень, из которого исходит все проявление, Великое Дыхание принимает характер Пре-Космической Мысле-основы. С другой стороны, Пре-Космическая Корень-Субстанция (Мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, которая лежит в основании всех объективных планов Природы. Как Пре-Космическая Мысле-основа есть корень каждого индивидуального Сознания, так Пре-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации.

Отсюда очевидно, что противоположение этих двух аспектов Абсолюта необходимо для существования Проявленной Вселенной. Независимо от Космической Субстанции Космическая Мысле-основа не могла бы появиться, как индивидуальное Сознание, ибо сознание развивается, как «Я есмь Я», только через проводника (упадхи) материи, то есть через этап выявления в изначальном Пре-материальном состоянии, будучи необходимым для средоточия Луча Космического Разума при достижении известной сложности. В свою очередь, отделенная от Космической Мысле-основы, Космическая Субстанция осталась бы пустою отвлеченностью и никакое возникновение Сознания не могло бы произойти.

Потому Проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью ее Проявленного Существования. Но именно, как противоположные полюсы Субъекта и Объекта, Дух и Материя, являются только аспектами Единства, в котором они синтезированы, так и в Проявленной Вселенной имеется «то», что связывает Дух с Материей, Субъект с Объектом.

Это нечто, неизвестное пока умозрению Запада, называется оккультистами Фохатом. Это есть «мост», посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Космической Субстанции, как Законы Природы. Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мысле-основы.

И хотя приведенное высказывание относится к Четвертому Вселенскому Принципу (Фохату), все сказанное в ней полностью применимо и к Четвертому Космическому Принципу, с той лишь разницей, что Корень-Субстанция в данном случае является Пре-Космической Корень-Субстанцией, а Космическая Мысле-основа (Фохат) является здесь в виде Пре-Космической Волей.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 593
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Концепция мироздания - Абсолют

Сообщение автор Admin в Чт Фев 08, 2018 10:44 am

Пятый Космический Принцип. Завершение второго витка ранее рассмотренной спирали Эволюции происходит проявлением Пятого Космического Принципа, который в эзотерической литературе характеризуется как Единый Элемент или иначе – Пре-Космическая Материя. Это еще не сама Материя, не Первооснова в обычном понимании ее, а скорее Предоснова или Материя уровня Космических Принципов.

Само название Пятого Космического Принципа говорит о материальности его характеристики – Единый Элемент (Материя). «Единый Вечный Элемент или Вместилище, содержащее элемент, есть Пространство, вне измерений во всех смыслах; сосуществующими с которым являются Бесконечная Продолжительность, Изначальная (следовательно Нерушимая) Материя и Движение – Абсолютное, «Непрекращающееся Движение», являющееся «Дыханием» Единого Элемента. Это дыхание, как это видно, никогда не может прекратиться, даже во время Вечностей Пралай».

Проявление Пятого Космического Принципа предуготовано Четвертым Космическим Принципом, из которого и выявилась кинетическая энергия нового (второго) уровня, или кинетическая энергия новой внутренней энергии и потенциальной энергии.

«Потенциальность есть возможность, а не действительность. Чередование активности и пассивности – суть закон, присущий вселенной».

Проявление Пятого Космического Принципа приводит к формированию того, что можно считать на уровне Космических Принципов объектом, Элементом.

«Миры, включая нашу Землю, как зародыши, конечно, развились первоначально из Одного Элемента в его второй стадии – «Отца-Матери», «Дифференцированной Мировой Души». Ни Мир и ни одно небесное тело не могли бы быть создано на объективном плане, если бы Элементы не были уже достаточно дифференцированы из их первичной Ilus’a, покоившегося в Лайа.».

Но его не случайно называют Единым. Все предыдущие проявления происходили как бы внутри Первого Космического Принципа. Это же будет происходить еще два этапа, пока не проявятся все семь Космических Принципов. Создан Единый Элемент, Пре-Космическая Материя, «собранная» воедино, а точнее еще неразделенная. Но пока все это имеет энергетическую основу (хотя и материальную в высшем понимании Материи). Его можно считать носителем, орудием, телом Творца будущей Вселенной. Все предыдущие Принципы – есть его содержание.

«Вы должны запомнить:
а) мы признаем лишь единый элемент в природе (духовный либо материальный), вне которого не может быть природы, ибо он есть сама Природа, и который, как Акаша, напитывает нашу солнечную систему; каждый атом, будучи частью ее, наполняет пространство и есть само пространство в действительности, и которое пульсирует как бы в глубоком сне, во время Пралайи, и как мировой Протей, вечно действенная природа, во время Манвантары;
б) дух и материя едины, будучи лишь дифференциациями в состояниях, но не в сущностях.
в) наши понятия о «космической материи» диаметрально противоположны представлениям западной науки.
Может быть, если вы запомните все это, нам удастся передать вам хотя бы элементарные аксиомы нашей эзотерической философии более точно, нежели раньше».

На следующем этапе, при проявлении Шестого Космического принципа это тело, носитель приобретает привычное для нас свойство – Жизнь, хотя в совершенно непонятном для нас аспекте. Пока же эта Жизнь еще не проявлена, она как бы растворена в уже проявленных пяти Космических Принципах.

Но само проявление Единого Элемента означает завершение еще одного полного витка спирали, в результате которого создана новая форма.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 593
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Концепция мироздания - Абсолют

Сообщение автор Admin в Чт Фев 08, 2018 10:44 am

Шестой Космический Принцип. С началом проявления Шестого Космического Принципа начинается новый (третий) виток спирали проявления Первого Космического Принципа и начинается он, как и ранее, с создания духовной основы.

Эзотерическая литература связывает с Шестым Космическим Принципом такие понятия, как Единая или Пре-Космическая Жизнь, Превышняя Душа, Великое Дыхание.

Но последний вариант еще не раскрывает своего содержания в полной мере, а лишь является предпосылкой для своего полного проявления во Вселенских Принципах.

То, что Шестой Космический Принцип относится к духовной сфере, можно судить по одному из его названий – Превышняя Душа.

«Тайная Доктрина учит:
...III. Основой тождественности всех душ с Всемирной Превышней-Душой, последняя Сама есть аспект Невидимого Корня; и обязательному странствованию для каждой души через Цикл Воплощений или Необходимости, согласно Закону Циклов и Кармы, на протяжении всего срока. ...Шесть Принципов в Природе исходят – как различные дифференцированные аспекты – из Седьмого и Единого, Единой Реальности во Вселенной, как космической, так и микрокосмической. Почему также все изменения, психические, духовные и физические на плане проявления и форм Шестого Принципа, рассматриваются метафизическим антифразисом, как иллюзорные и майавические. Ибо, хотя корень каждого атома индивидуально и каждой формы коллективно является этим Седьмым Принципом или Единой Реальностью, все же, в своем проявленном и временном виде, это не более, нежели мимолетная иллюзия наших чувств».

Современная эзотерическая и близкая к ней литература, не говоря уже о научной, нередко неправильно определяет соотношение между Духом, Душой, Разумом и Сознанием, что создает серьезные трудности в понимании эзотерических текстов. В связи с этим есть необходимость отдельно остановиться на этом вопросе.

Чтобы разобраться в соотношении этих понятий, необходимо выделить следующие аспекты: разумность, включающая Разум или Дух; сознательность, определяемая наличием Сознания, то есть те же Разум и Дух, но уже воплощенные в носителе и проявляющуюся через Волю; и Душу, как последующее проявление сознательной деятельности.

Несомненно, что наличие Разума или Духа – это наивысшее состояние, в то время как сознательность или наличие Сознания, является вторичным по отношению к Разуму и Духу. Возможно такое состояние Космоса, когда еще или уже нет Сознания, но есть Разум или Дух. Душа, в свою очередь является вторичной, по отношению к Сознанию, и третичной по отношению к Разуму и Духу. Душа не может быть неразумной или бессознательной, в то время как мы видим, Сознание может быть еще без Души. Душа есть уже показатель наличия жизни, а любая форма (носитель) жизни уже обладает душой.

Отсюда следует, что Жизнь – духовная характеристика. (Это особенно важно помнить, если рассматривать индийскую трактовку этапов воплощения души: простые органические соединения, микробы; простейшие формы жизни, растения, животные, человек и др.) А значит, все сущее в будущей Вселенной Живое и имеет духовное начало, проявленное в разной степени.

«Эзотерическая Философия учит, что все живет и имеет сознание. Но не утверждает, что вся жизнь и сознание тождественны с сознанием человека или даже животных сущностей. Мы рассматриваем жизнь как Единую Форму Существования, проявляющуюся в том, что именуется Материей; или в том, что, неправильно разделяя, мы называем в человеке Дух, Душа и Материя. Материя является Проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа, и эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насыщающей их всех. Представление о Всемирной Жизни является одной их тех древних концепций, к которым возвращается человеческий разум в настоящем столетии, как последствие освобождения его от антропоморфической Теологии».

Именно на третьем витке спирали, когда из Пятого Космического Принципа выявляется новое духовное начало, возникает то, что принято считать Жизнью, то есть возникает способность к движению, которое можно было бы назвать и дыханием, если бы можно было бы его созерцать со стороны, вне Принципов. Из этого Принципа в дальнейшем будут черпаться все последующие формы жизни.

«Это есть ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ, вечная, невидимая и, в то же время вездесущая, без начала и конца, но периодичная в своих регулярных проявлениях, между которыми царствует мрак тайны Не-Бытия; несознательное, вместе с тем Абсолютное Сознание, непостижимая, тем не менее, единая самосущая Реальность. На эзотерическом языке ее единое абсолютное свойство, вечно непрекращающееся Движение, называется «Великим Дыханием», и является непрестанным движением Вселенной в смысле беспредельного, вечносущего Пространства. То, что лишено движения не может быть Божественным. Но фактически и в действительности нет ничего абсолютно неподвижного во Вселенской Душе».

«Дыхание» Единого Существования – выражение, употребляемое Архаическим Эзотеризмом лишь в приложении к духовному аспекту Космогонии; в иных случаях, оно заменено на материальном плане его эквивалентом - Движением».

В приведенных цитатах выделим то, что Единую Жизнь можно рассматривать одновременно и как Великое Дыхание и как Движение).

В этом плане интересны взгляды Платона на движение.

«Начало движения – это то, что движет само себя. Оно не может ни погибнуть, ни возникнуть, иначе бы все небо и вся Земля, обрушились, остановились, и уже неоткуда было бы взяться тому, что, придав им движение, привело бы к их новому возникновению. ...Каждое тело, движимое извне, – неодушевленно, а движимое изнутри, из самого себя, – одушевлено, потому что такова природа души».

И хотя сказанное в большей степени можно отнести к уровню уже проявленной Вселенной, обратим внимание на характеристику начала движения и связь источника движения с душой.

Если рассматривать движение как пространственный процесс, то начало движение какого-то объекта предполагает наличие предварительного движения, воздействие которого позволит объекту переместиться. Такой подход приведет нас в поисках изначального движения в никуда, поскольку каждый раз возникает вопрос «А что сообщило этому первое движение?»

Только рассматривая движение как изменение, можно понять высказывание Платона о том, что «начало движения – это то, что движет само себя». Внутренние процессы, происходящие в объекте исследования, могут проявиться во вне, что и может рассматриваться как начало движения самого объекта. А, учитывая, что такие процессы происходят во всей проявленной или проявляющейся Вселенной, можно согласиться с Платоном, что вся Вселенная одушевлена, живая. На уровне Космических Принципов этот процесс начинается с Пятого Принципа.

Вместе с тем с полным основанием можно сказать, что Единая Жизнь – есть энергетический процесс.

Шестой Космический Принцип есть проявление нового состояния Потенциальной энергии. При этом можно проследить следующую последовательность:

П (Разум) –> П1 (Воля, Энергия) –> П2 (Единая Жизнь, Превышняя Душа).

Возникновение П2 (нового свойства Потенциальной энергии) приводит к возникновению возможности (потенции) самостоятельно создавать целостную совокупность (или систему), поддерживающую сама себя, то есть переход к определенной «автономии». Этот процесс и рассматривается как Движение.

«Идея Абсолютного Покоя не имела бы смысла, если бы в противовес Абсолютному Покою не существовало Абсолютное Движение. Поэтому оба выражения равноценны. Есть одна великолепная поэма о Пралайе, написанная Риши очень древних времен. В ней он сравнивает движение Великого Дыхания во время Пралайи с ритмическим движением Бессознательного Океана».

Подобно тому, как в океане, состоящем из, казалось бы, однородной массы – воды – происходят различные внутренние процессы, в том числе связанные с разницей температур и сейсмическими явлениями, невидимые ни изнутри, ни с наружи, но проявляющиеся как «беспричинно» возникающие волны, так и в непроявленной Вселенной на уровне последних Космических Принципов происходит процесс движения, пульсации колебаний.

Именно на этом этапе начинает формироваться процесс, о котором в дальнейшем, уже на уровне проявляющейся Вселенной, то есть при проявлении Первого Вселенского Принципа, будет сказано, что до начала проявления:

«Жизнь бессознательно пульсировала в Пространстве Вселенском».
В дальнейшем этот процесс также будет назван «Последним Трепетом».

«Говорят, что жизнь есть электричество, а если это так, тогда Единая Жизнь суть Сущность и Источник всех электрических и магнитных явлений на этом проявленном плане».

При анализе Шестого Вселенского Принципа мы будем говорить как раз о вихрях, о вращении, а сейчас мы можем говорить только о соблюдении аналогии между Космическими и Вселенскими Принципами для данного этапа, когда формируется основа движения, вращения.

Именно поэтому можно попытаться так сформулировать значение понятия «Жизнь» и «Душа»:

Жизнь – это результат двойного (диполярного) взаимодействия (Разум – Корень-Субстанция и Воля – Единый Элемент), представляющий собой потенциальную возможность формирования новой, самообеспечивающей (автономной), саморазвивающейся формы существования.

Превышняя Душа – духовное начало, порожденное проявлением Разума через Волю, возникающее в Едином Элементе (Пре-Космической Материи), являющееся предосновой (потенциальной) для формирования новой, более сложной формы.

Проявление Шестого Космического Принципа предуготавливает выявление из него последнего – Седьмого Космического Принципа, как завершающую часть третьего витка спирали, результатом которого, должно быть, и является появление после духовного – материального начала.

Определенную сложность может вызывать толкование данного Принципа как Великого Дыхания. В данном случае общепринятое представление о дыхании мало приемлемо. Здесь следует усматривать лишь определенную аналогию с механизмом вдоха и выдоха, присущего обычному дыханию, а не со всем процессом. Дыханием здесь следует понимать те процессы изменения потенциальной и кинетической энергии как своеобразной первоначальной пульсации.

«Тайная Доктрина указывает как на самоочевидный факт, что человечество, коллективно и индивидуально, со всею проявленною Природою является носителем (а) Дыхания Единого Всемирного Принципа в его первичной дифференциации; и (b) бесчисленных «дыханий», исходящих от этого Единого Дыхания в его вторичных и дальнейших дифференциациях, так как Природа с ее многими «человечествами» продвигается в нисходящем порядке к планам, все возрастающим в своей материальности. Первичное Дыхание оживотворяет высшие Иерархии; вторичное - более низкие на постоянно нисходящих планах».

Из сказанного следует, что Дыхание, как Шестой Космический Принцип, необходимо понимать дифференцированно как для уровня Космических Принципов, так и для последующих Вселенских Принципов. Дыхание или Движение означает «оживотворение» Высших Иерархий и именно начиная с этого уровня, возникают Высшие Разумные Существа, способные существовать даже на уровне непроявленной Вселенной. Об этом мы отдельно еще будем говорить в разделе об Иерархии. Сейчас, несколько забегая вперед, скажем, что это Наивысшие Существа, способные существовать за гранью, именуемой в «Тайной Доктрине» как «Не преступи!», то есть до проявления самой Вселенной.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 593
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Концепция мироздания - Абсолют

Сообщение автор Admin в Чт Фев 08, 2018 10:44 am

Седьмой Космический Принцип. К Седьмому Космическому принципу эзотерическая литература относит такие по-нятия, как Единый Атом, Атом Атомов, Сумма Всего, Лайя-Центр, Центральная Точка, Вечный Атом, что соответствует понятию Пре-Космический Прообраз Вселенной.

«Первоначальное Бытие, при первых Сумерках Рассвета Махаманвантары (после Махапралайи, следующей после каждого Века Брамы) есть СОЗНАТЕЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ СВОЙСТВО. В Проявленных Мирах (Солнечные Системы) оно, в своей Объективной Субъективности подобно облаку Божественного Дыхания для глаза ясновидца в состоянии экстаза. Исходя из Лайя, оно распространяется в Беспредельности на подобие бесцветного флюида. Оно находится на Седьмом Плане и в своем Седьмом Состоянии в нашем Планетарном Мире».

Четыре Космических Принципа (4-7) как бы заключены в три первых Космических Принципа (1-3).

Исходя из названий Седьмого Космического Принципа, можно сказать, что:

Центральная точка или Лайя-Центр – характеристика Принципа, изображенная в виде вмещающих друг друга семь кругов, где Седьмой Космический Принцип изображен в центре в виде точки; «Лайя» не означает ничего конкретного – ни того, ни иного плана. Она означает состояние, или условие пребывания. Это санскритское слово, передающее идею чего-то в недифференцированном и неизменном состоянии, состоянии нулевой точки, в которой всякая дифференциация заканчивается».
Сумма Всего – Всего, что будет проявлено (при проявлении последующих Вселенских Принципов) или что было когда-то проявлено, как результат Творчества, проявления после перехода Вселенной в состоянии Пралайи.
«Первичный Атом (Ану) не может быть размножен, ни в его прегенетическом состоянии, ни в его первородстве, потому он называется «Сумма Всего», конечно символически, ибо эта «Сумма Всего» беспредельна. То, что являются бездною Пустоты для физика, знающего лишь мир видимых причин и следствий, есть беспредельное Пространство Божественного Пленума для оккультиста».
Единый Атом, Атом Атомов – как основа (или упадхи) будущих Творений. Единый, то есть вмещающий все последующие Атомы Творений, как их источник;
«Было указано, что дифференциация первоначального элемента есть основа проявленной Вселенной, и теперь мы должны рассмотреть семь различных принципов, которые составляют и управляют этой Вселенной, или, другими словами, семь различных состояний, в которых этот элемент существует в ней.
Нет конечного или первичного плана, кроме как в сочетании с организованной материей. План есть причина, возникающая от первичной причины. Этот латентный план существует от вечности в едином нерожденном вечном атоме, или центральной точке, которая находится везде и нигде».
Пре-Космический Прообраз Вселенной – в этой Точке (Атоме, Центре, Сумме) растворена вся Вселенная, прежде всего семь Вселенских Принципов, а затем уже Образ и все проявления Планов Бытия.
Е.П. Блаватская, разъясняя содержание понятия Лайи и его соотношения с «вечно невидимыми покровами», говорит:

«Это, конечно, образное выражение, как и любая другая аллегория в восточных философских системах. ...Это недифференцированная субстанция, или духовная материя.

«Покровы» и все, что им соответствует, находится в состоянии Лайи, или в точке, из которой или от которой первоначальная материя начинает дифференцироваться и таким образом рождает Вселенную и все, что есть в ней».

Проявление Седьмого Космического принципа приводит к формированию Магнита Вселенной или Вселенского Магнита (именно формированию, но не воздействию или действию его). Тай-ци есть символ Великого проначала, соединение + и – (мужского и женского или положительного и отрицательного начал), но, по сути, еще не проявленных. Завершение трех первых витков спирали служит началом для начала последующих трех новых витков, но уже на новом уровне. Сами рассмотренные ранее три первых витка можно представить как один виток спирали, когда формируется духовная основа (1-3 Космические Принципы или Триада) и материальная (4-7 Космические Принципы – Воля, Элемент, Жизнь, Точка). Столь необычное разделение на материальную и духовную основу (3 Космический Принцип отнесен к духовному, а Четвертый и Шестой – к материальному) не связано с самим содержанием этих Принципов, а применяется в смысле определения главенствующей, изначальной (а потому и духовность) роли Высшей Триады и вторичного значения, как результат проявления первых трех, последующих четырех Космических Принципов (отсюда и материальность).

Как видим, различное толкование, различный подход исследования позволяет порой отнести к материальному даже Волю, Душу, Жизнь.

Все это сказано для того, чтобы в дальнейшем перейти к одному из главных мо-ментов проявления последующих семи Вселенских Принципов.

«Заключенный в своем первичном, девственном состоянии в Лоне Вечной Матери, каждый атом, рожденный за пределами ее Царства, осужден к постоянной дифференциации. «Материя спит, но дышит постоянно».

Существует много точек зрения на возникновение Вселенной: теория Великого Взрыва, теория Пульсирующей Вселенной, теория проявления и растворения, и др...

Но все они не дают ответа на один вопрос: «Что является причиной для этого?». Этот же вопрос можно отнести и для проявления Абсолюта, хотя мы уже упоминали о том, что Абсолют не есть Причина или есть Беспричинная Причина.

Науке известно такое явление, как «схлопывание», то есть чрезвычайно быстрое сворачивание некой космической структуры, причины которой также неизвестны. Настало время поговорить об этом, но лишь очень кратко, чтобы понять только суть, общую картину процесса.

После завершения проявления всех семи Космических Принципов происходит процесс или явление, для характеристики которого трудно найти правильное описание. Упрощенно назовем его «выворот» или выворачивание.

«Развертывание Матери «изнутри наружу», названной в другом месте «Водами Пространства», «Великой Утробой» и т.д., не подразумевает распространение из малого центра или фокуса, но означает развитие безграничной субъективности в такую же безграничную объективность, вне всякого отношения к размеру, или ограничению, или пространству. «Это вечно невидимая (для нас) и нематериальная Сущность, сущая в Вечности, отбросила свою периодическую тень со своего собственного плана на Лоно Майи». Это означает, что это развертывание, не будучи увеличением в размере, (ибо бесконечное протяжение не допускает увеличения) было лишь изменением состояния. Она развернулась «подобно почке Лотоса».

Это приводит к тому, что «внешнее становится внутренним, а внутреннее – внешним». Первые три Космические Принципа как бы уходят внутрь, а Шестой и Седьмой Космические Принципы выходят наружу. Это можно сравнить с тем, что свойства магнита, ранее были не проявленными, а после этого этапа проявились. То, что принято считать схлопыванием – есть тот же процесс, только в обратном направлении.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 593
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Концепция мироздания - Абсолют

Сообщение автор Admin в Чт Фев 08, 2018 10:46 am

Резюме

Абсолютная Реальность – это отрицание всего относительного и утверждение абсолютного аспекта любого понятия конечного Разума, в том числе и «абсолютной сущности материи», которую сам конечный Разум осознать не может, но необходимость в существовании которой он признает, если допускает существование Беспричинной Причины. Именно полагая, что Абсолютная Реальность – это всеобобщающая мощь, включающая в себя абсолютную сущность материи, Адепты эзотерической философии отказываются допускать существование чего-либо нематериального в широком смысле этого понятия. По этой же причине в эзотерической философии Дух и Материя являются двумя аспектами Единого ТОГО, т. е. они единосущны и противостоят друг другу как два полюса. К сожалению, термины «дух» и «материя» в литературе используются для обозначения многих понятий более узкого смысла, что создает дополнительные трудности для их понимания.

В эзотерической доктрине Семь Космических Принципов представляют семь вечных аспектов Реальности. Эволюционные процессы в Космосе приводят к бесчисленным вариантам и комбинациям феноменального выявления Семи Принципов, но сами по себе, как ноумены, они всегда были, есть и будут одни и те же. Постепенное углубление осознания их сущности меняет наше представление о них, но эта изменчивость в нашем знании, которое, достигнув определенной глубины, открывает Вечное, символизированное Семью Принципами. После этих общих замечаний продолжим изложение эзотерического толкования Семи Принципов.

За Единым Принципом следует Второй Космический Принцип, который определяется как Пре-Космическая Мысле-Основа, т.е. сущность (ноумен) всех проявлений Сознания. Тот факт, что в своей исходной (неполяризованной) форме он не проявляется ни в одном феномене, отмечается определением «Пре-Космическая». Его вездесущность в этой форме отражается другими, обычно используемыми названиями – Бесконечный Разум или Мировой Разум. Последние названия легко вызывают ассоциации ложного характера, в частности приводят к представлению, что за Вторым Космическим Принципом стоит некое сверхсущество. Посвященные категорически отрицают такое предположение и утверждают свое знание об отсутствии какого-либо сверхсущества вообще.

Расположение Космических Принципов в приведенной выше таблице соответствует их взаимной причинной зависимости: каждый предыдущий есть къен (тибет. – причина) последующего, т.е. путем некоторого усложнения, например путем агрегации или модуляции, предыдущее «составляет» или «создает» последующее, выполняя роль исходного «материала» или управляющей «силы». Конечно, все приведенные здесь разъяснения термина «кьен» весьма условны (как и все, что сообщается при первом упоминании любого эзотерического понятия) и служат лишь первой ступенькой на пути описания сложной взаимосвязи Принципов.

Действительно, эта взаимосвязь включает еще один чрезвычайно важный аспект. Оказывается, что каждый последующий Принцип является основой (санскр. – Упадхи), вне которой предыдущий Принцип не может выявить присущую ему потенцию. Иными словами, выявление деятельного начала Космического Принципа невозможно вне соответствующего проводника его деятельности – Упадхи, роль которого выполняет следующий за ним Принцип.

Поэтому, пользуясь образным языком, можно сказать, что Высший Свет самой Абсолютности останется Тьмою, если он не «войдет» в свой Упадхи – Бесконечный Разум. Войдя же в него, он «осветит» Второй Принцип. Этот акт, происходящий в начале проявления Вселенной, в равной степени определяется Первым Космическим Принципом – Логосом, или Брахмой, – и Вторым Космическим Принципом. Он называется Первозданным Лучом.

Однако сам Бесконечный Разум инертен до тех пор, пока он не «войдет» в свой Упадхи, т.е. в Третий Космический Принцип, называемый Пре-Космическим Корнем-Субстанцией, или Мулапракрити. Вместе с Единым Принципом Бесконечный Разум и Мулапракрити составляют так называемую Высшую Триаду – первый и наиболее абстрактный прообраз мироздания, символизируемый во многих религиозно-философских системах Троицей изначальной. Мулапракрити является ноуменом всего объективного, а Бесконечный или Мировой Разум – ноуменом всего субъективного. Мулапракрити – субстрат Материи во всех стадиях ее дифференциации, включая так называемые «духовные субстанции». Мировой Разум – субстрат бесчисленных дифференциаций активного начала, которые нами осознаются как множество разнообразных сил, включая «силы духовные», «силу разума», «силу чувств» и т.д.

Таким образом, Высшая Триада содержит все элементы, необходимые для полной концепции, описывающей Космос, и четыре оставшихся Космических Принципа могут рассматриваться как развитие и комбинация первых трех. Однако на самом деле все Семь Космических Принципов – вечная данность, не развивающаяся и не возникающая, хотя и пребывающая в двух состояниях (исключая Первый Принцип), вечно и строго периодично сменяющих друг друга.

В вышеприведенном описании трех первых Космических Принципов уже достаточно высветилась одна характерная особенность, присущая всем рассуждениям о ноуменальном, – это условность отчленения Принципов друг от друга. Действительно, рассматривая Бесконечный Разум, сам этот термин приходится относить, с одной стороны, к Упадхи, выявляющему Высший Свет ТОГО, с другой – к тому, что «образуется» после «вхождения» Высшего Света (обычно называемого Духом) в этот же Упадхи. Далее, с одной стороны, ноумен того, что при этом «образовалось», все-таки именно Дух, но, с другой стороны, выявление потенции того, что «образовалось», возможно лишь после его «погружения» в следующий Упадхи – Мулапракрити. Понимая условность подобного расчленения, эзотерическая философия допускает сочетание, например, таких утверждений: Высший Свет (Дух) – это Бесконечный Разум; Бесконечный Разум – это Дух, снизошедший во Второй Космический Принцип, или Дух, осенивший Мулапракрити, или просто – сам Второй Космический Принцип.

Другим существенным следствием ноуменального единства и условности отчленения Принципов является снятие в эзотерической философии сущностного противопоставления «материального» и «нематериального». С эзотерической точки зрения противоположение таких понятий, как материя и энергия, материя и жизнь, материя и мысль (эмоция, воля и т.д.), допустимо лишь как условное, как средство описания, не претендующее на освещение сущности, а ограничивающееся лишь внешней стороной понятий и явлений. Потому что на ноуменальном уровне все едино и в терминологии, принятой материалистами, должно быть названо материальным.
Эзотерическая философия утверждает, что нет ничего, кроме материи, и что ее глубочайшая и беспредельная (а в силу этого и непознаваемая) сущность сокрыта в Абсолютном. Адепты этой философии, опираясь на свое опытное знание, свидетельствуют о материальности (хотя и чрезвычайно утонченной) всего того, что материалисты относят к нематериальному в сферах чувств, мысли, энергии и т.д., включая высочайшую сферу духа.

Второй Космический Принцип, Бесконечный или Мировой Разум, имеет также название Божественный Разум, что подчеркивает глубокое отличие смысла понятия «Разум» в названии Космического Принципа от смысла понятия «человеческий разум». Здесь мы ограничимся замечанием, что современный человек освоил всего лишь одну из первых ступеней беспредельной лестницы, представляющей потенциальную мощь Мирового Разума.

Посвященные, значительно опередившие обычных людей, утверждают, что реальность Мирового Разума (так же как и реальность всех других Принципов) удостоверяема и что это действительно ноумен человеческого сознания. Однако они оговариваются, что конечному Разуму открывается лишь «автоматическая» или «механическая» деятельность Бесконечного Разума. «Произвольная» его часть, столь существенная в деятельности человеческого разума, является всего лишь гипотезой, выводимой ими на основании Закона Аналогий. Проверка этой гипотезы для конечного Разума невозможна, и нет ни одной манифестации, которую можно было бы отнести к его произвольной части.

Но за этой автоматической частью деятельности Мирового Разума стоят все Законы Космоса, так как это «механическое функционирование» приложимо не только к разуму человека, но и ко всем явлениям Космоса. Иными словами, Второй Космический Принцип является ноуменом всех проявлений (манифестаций) Единого Закона или Закона Гармонии.

Резюмируя сказанное о Высшей Триаде, на данном этапе можно подвести следующий итог. Бесконечный Разум, вместивший в себя Высший Свет или Дух Единого Принципа, выявляет свою потенцию как сущность (ноумен) Единого Закона Природы и Сознания при своем вхождении в Упадхи – Мулапракрити. Третий Космический Принцип, являясь вечным и беспредельным, играет роль зеркала, отражающего Высший Свет, и являет собою первое материальное покрывало на Абсолютной Реальности.

Когда рассматривается Высшая Триада, Второй и Третий Космические Принципы воспринимаются как следствие «расщепления» Единого Принципа и выявление им двух деятельных начал, противоположных по своей полярности, в силу чего и способных к взаимодействию. Четвертый Космический Принцип – это как бы вечная модель или прототип такого взаимодействия. Его названия, приведенные в таблице, высвечивают эзотерический смысл этого Принципа, хотя первое из них – Бесконечная или Единая Энергия – благодаря ассоциациям с современным научным толкованием понятия «энергия» маскирует главную особенность Четвертого Космического Принципа – его разумность. С эзотерической точки зрения это качество является естественным, поскольку Мировой Разум есть кьен – причина – Единой Энергии и сообщает или передает ей свою потенцию.

Вторая причина и «родительница» Четвертого Космического Принципа – Мулапракрити наделяет его сродством с более плотными субстанциональными агрегациями-прототипами химических элементов, т.е. сложных материальных форм. Сочетание же этих двух качеств наделяет Единую Энергию функцией связующего звена между Разумом и Материей. Можно сказать, что существование и развитие материальных форм следует законам Природы благодаря тому, что Единая Энергия «знает» эти законы. Развитие же материальных форм до человеческого и более высоких ступеней сознания становится возможным благодаря наличию этой потенции у Единой Энергии.

Пятый Космический Принцип – Единый Элемент – является вечной Пре-Космической Материей. Это ноумен всех материальных образований, тот исходный «кирпич», используя который Природа создает все многообразие видимого и невидимого Космоса. Именно этот Космический Принцип по своим функциональным характеристикам и формам выявления соответствует научно-материалистическому представлению о Материи. Хотя, учитывая философское толкование этого понятия материалистами как «начала всего», его следовало бы отождествлять с более высокими Принципами, на самом деле поступать так нельзя, так как сами же материалисты, характеризуя Материю как начало бездуховное, двойственное и противостоящее Сознанию, низводят его до неполноценного аналога Пятого Космического Принципа – Единого Элемента эзотерической философии.

Пре-Космическая Материя является Упадхи Пре-Космической Воли, вне которой ее потенция останется в вечно-пассивном состоянии. Именно по этой причине Материя и Энергия неразделимы: Энергия – кьен Материи, условно говоря, вместе с Мулапракрити является «прародительницей» ее, а Материя – та сфера, вне которой существование Энергии может быть обнаружено только Посвященным.

Сама же Пре-Космическая Материя может раскрыть свою потенцию лишь в сочетании со следующим Шестым Космическим Принципом, ее проводником, носящим название Единой Жизни, или Превышней Души. Отношение к Шестому Космическому Принципу и всем его следствиям, покрываемым понятием «Душа», является, пожалуй, одним из самых показательных критериев принадлежности философской системы к религиозному или научно-материалистическому направлению. Эзотерическая философия и в данном случае занимает позицию, отличную от вышеназванных, синтезируя то позитивное, что содержится в обоих направлениях.

Согласно наиболее распространенным представлениям современной науки, Жизнь – это особая форма существования биологических объектов, причем совокупность последних обычно ограничивается белковыми образованиями. Согласно толкованию большинства религиозно-философских систем, Жизнь – это, наоборот, проявление «идеального», или «духовного», начала, иногда рассматриваемого как «Божественный дар», но всегда полагаемого чем-то противоположным началу материальному. Эзотерическая философия рассматривает Жизнь как Принцип всепроникающий, субстанциональный и духовный, придающий любой материальной форме особую способность «целостной самостоятельности» и превращающий совокупность форм в «самодействующую целостность».

Жизнь любого объекта – атома, минерала, планеты, растения, животного, человека – это деятельность, не сводящаяся к аддитивной сумме сил и движений отдельных частей, составляющих объект. Например, когда животное утрачивает жизнь, оно превращается в труп, представляющий собою ^прежнюю совокупность частей – сумму белковых молекул, молекул жира, клетчатки и т. д., но не только не обеспечивающую «самодействующей целостности», а даже приводящую к разложению, так как деятельность Жизни (в ее химической форме) в каждой части трупа животного не объединена Жизнью или Душой всей совокупности молекул как целого.

Шестой Космический Принцип – Единая Жизнь, или Превышняя Душа, – является ноуменом Космической Жизни, всех ее форм и проявлений. Сферой выявления потенции Превышней Души является следующий, и последний, Седьмой Космический Принцип – Единый Атом (Атом Атомов, Вечный Атом), играющий роль ноумена Космического Прообраза Вселенной. Именно выявление этого Прообраза из его Пре-Космического состояния и есть первая акция Единой Жизни, когда она выходит из своей латентной фазы, что и приводит к «зарождению» Вселенной.

Подводя итог первому знакомству с Семью Космическими Принципами, выделим следующее положение: если современное научно-материалистическое мировоззрение утверждает «первичность» Бытия, трактуемого как существование Материи, и отводит Энергии (Движению) и Сознанию роль атрибутов Материи (один вечный, другой приобретенный в результате случайных актов Движения), то древняя эзотерическая доктрина утверждает «первичность» Единого Принципа, суммирующего в себе шесть других Принципов (в том числе ноумены Материи, Энергии и Сознания) как равнозначные и необходимые для правильного представления Реальности.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 593
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Концепция мироздания - Абсолют

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения