Погребение

Перейти вниз

Погребение

Сообщение автор Admin в Пн Фев 12, 2018 3:53 pm

Хотя погребальная служба не считается таинством, она всё же находится среди особых литургических обрядов Православной Церкви. Мы уже говорили про таинство, освящающее человеческие страдания, и про особые молитвы при разлучении души и тела. Когда же человек умирает, Церковь творит над его телом службу, называемую парастасис или панихида (оба слова значат «бдение» или «всенощное бдение») и представляющую собой несколько видоизменённую форму утрени.

Она начинается с обычных молитв «Трисвятого» и 90-го псалма, после которых следует особая великая ектенья об умершем. Вместо «Бог Господь» поётся «Аллилуйя», как во время Великого Поста, а потом следует похоронный тропарь.

Глубиною мудрости человеколюбив вся строяй, и полезное всем подавали, едине Содетелю, упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, на Тя бо упование возложиша Творца, Зиждителя и Бога нашего . (Тропарь)

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная . (Кондак)

Над усопшим поётся 118-й псалом, который является словесным образом праведника, полагающего всё упование на Господа и вкладывающего всю любовь в Его святые заповеди, иными словами – это словесная икона Самого Христа. Этот псалом поётся над гробом Христовым в Страстную Пятницу: Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему… Отврати очи мои, еже не видети суеты: в пути Твоем живи мя… Се возжелах заповеди Твоя: в правде Твоей живи мя… Правда свидения Твоя в век: вразуми мя и жив буду…. Суди суд мой, и избави мя: словесе ради Твоего живи мя.

Погребальную службу иногда критикуют за её кажущуюся мрачность и недостаточное внимание к воскресению и жизни. Подобные критики забывают, что отпевание – это не «последнее слово» Церкви о смерти, оно есть торжественное размышление о её трагическом характере, её ужасающей природе и власти, власти греха и отчуждения от Бога. Как раз осознание этого отсутствует в современном мире, а без него христианское Евангелие Жизни вряд ли может быть нам понятно.

И нет никакого противоречия в том, что св. Иоанн Дамаскин, который написал радостный канон Пасхальной Заутрени, стал также и автором церковных песнопений о смерти – суровых, серьёзных и бескомпромиссных в дерзновенном изображении конечной судьбы падшего человеческого существования.

Кая житейская сладость пребывает печали непричастна; кая ли слава стоит на земле непреложна; вся сени немощнейша (т. е. всё есть немощные тени), вся соний прелестнейша (т. е. обманчивые сны): единем мгновением, и вся сия смерть приемлет. Но во свете Христе лица Твоего, и в наслаждении Твоея красоты, егоже избрал еси, упокой, яко человеколюбец.

Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида. О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство; како предахомся тлению; како сопрягохомся смерти; воистину Бога повелением, якоже писано есть, подающаго преставльшемуся упокоение.

Обычно в погребальной службе «Заповеди Блаженства» поются после канона и песнопений св. Иоанна. И после каждой заповеди, как бы от лица умершего, читаются особые молитвенные стихиры. Апостольское чтение берётся из первого Послания св. ап. Павла к Солунянам (4:13–17), а евангельское – из Евангелия от св. ап. Иоанна (5:24–30). После этого говорится надгробное слово и все присутствующие дают усопшему «последнее целование» под пение особых стихир и «Вечной Памяти».

Это самое последнее и самое знаменитое из православных погребальных песнопений молит Господа, чтобы усопший был вечно жив в «вечном покое» Его «вечной памяти», ибо только она даёт жизнь человекам. Шеол или Ад, Бездна – библейское царство мёртвых, является состоянием оставленности и выпадения из памяти Божьей. Это – состояние не-жизни, потому что в нём никто не может славить Бога, то есть делать то, что должно быть единственной целью жизни человека, единственным смыслом его существования.

Отпевание усопшего должно совершаться вместе с Божественной Литургией, в которой верующие встречают воскресшего Господа и всех, живущих в Нём. К сожалению, в наше время погребальное бдение потеряло свой подготовительный характер и превратилось в отдельную независимую службу, что мешает как верному пониманию самого бдения, так и христианскому ви дению смысла жизни, смерти и воскресения во Христе. Иногда ещё Божественную Литургию служат перед отпеванием. Этот обычай появился всего несколько столетий назад под влиянием католичества и тоже только вносит искажения в христианское понимание смерти.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 565
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения