Облачения для совершения литургических служб

Перейти вниз

Облачения для совершения литургических служб

Сообщение автор Admin в Пн Фев 12, 2018 3:43 pm

Для совершения литургических служб православное духовенство надевает особую одежду – облачения. Существует два основных облачения, первое из которых – крестильная рубашка  (подризник). Священники и епископы носят её во время литургии, потому что она есть «риза спасения» – белая одежда, символизирующая новое человечество Иисуса Христа и жизнь в Царстве Божием, в которую облачается и каждый христианин в день своего крещения (см. Откр.7:9)

Другое главное облачение духовенства епитрахиль  – длинная широкая лента, надеваемая вокруг шеи, – есть знак пастырства. Первоначально её делали из шерсти, символизируя «овец», то есть членов паствы Христовой, за которых пастырь несёт ответственность. Епископы и священники надевают епитрахиль в моменты исполнения своих пастырских обязанностей.

Со временем облачения духовенства несколько усложнились. Дьяконы, священники и епископы стали носить особые поручи  (манжеты), которые придерживают рукава ризы во время служб. Надевая их, священнослужители читают специально подобранные строки из псалмов, напоминающие, что руки их принадлежат Богу. Ещё для удобства к облачению добавлен пояс , надевая который священнослужители произносят строки из псалмов о том, что Бог «опоясывает их силой» для исполнения служения. Пояс носится лишь священниками и епископами.

Каждой ступени духовенства присущи свои особые верхние облачения. Чтецы, иподьяконы и дьяконы носят стихарь  – длинную одежду с широкими рукавами. Скорее всего она представляет собой изукрашенную крестильную рубаху. Иподьяконы и дьяконы носят ещё широкую ленту, или шарф, называемую орарь . Возможно, он происходит от матерчатого свитка, на котором были написаны ектении и молитвы («ораре» – по-гречески означает «молиться»). Делая возгласы во время богослужения, дьякон поднимает руку с орарем, а иподьяконы опоясываются им, перекрещивая на спине.

Священники надевают белую крестильную рубаху, епитрахиль, поручи и пояс, и поверх всего этого –фелонь  или ризу , облачение, напоминающее плащ. Вероятно, оно происходит от торжественных одежд раннехристианской эпохи, которые под влиянием Библии были постепенно отождествлены с иерейским призванием. Облачаясь в фелонь, священник произносит строки 131-го псалма: Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Епископы первоначально тоже носили фелонь, поверх которой надевали омофор  – знак своего сана, как главного пастыря Поместной Церкви. Однако в XV в., когда Византийская империя была завоёвана турками, епископы на её территории стали представлять для завоевателей и светскую власть, и поэтому восприняли имперские знаки отличия. Так они начали носить саккос  (императорское облачение) и митру  (императорская корона). Во время служб им клали под ноги орлецы  (круглые коврики с изображением летящего орла) и они опирались на жезл , который указывал больше на их гражданскую власть, чем на их пастырское достоинство. Тогда же в обращении к ним стало использоваться слово «Владыко» (по-гречески – «деспотос»), тоже отражающее их земную, а не духовную власть. Духовенство стало отпускать и длинные волосы, что также тогда было присуще гражданской власти. А в XVII в., во время реформ патриарха Никона, все эти внешние формы были официально приняты русской Церковью.

Некоторые из нововведений приобрели со временем другой, духовный смысл. Например, митра сделалась символом христианской победы, ибо святые получают венцы (короны) и правят вместе со Христом (Откр.4:4). Изображаемый на коврике орел явился классическим библейским символом св. Евангелиста Иоанна и его Евангелия (Откр.4:7) и к тому же символом полёта в небесный Иерусалим. Жезл стал символом Ааронова посоха (Исх.4:2), и т. д. Однако, надо помнить, что все эти знаки епископского достоинства принадлежат к более поздним и не самым основным традициям Церкви.

При архиерейском служении используются два особых подсвечника, которыми епископ благословляет верующих: один из них (с тремя свечами) называется трикирий , а другой (с двумя свечами) – дикирий . Они напоминают нам о главной тайне православной веры: что Бог существует в трёх  Лицах и что Иисус Христос, Спаситель, одновременно обладает двумя  Природами, являясь совершенным Богом и совершенным Человеком.

Священническое облачение имеет ещё и специальные дополнения: набедренник  (прямоугольный кусок ткани) и палицу  (кусок ткани в форме ромба). Первый даётся священникам как знак отличия, а второй есть часть епископского облачения, но за особые заслуги даётся и священникам. Их символическим значением является духовная сила: Слово Божье и меч веры. Их носят сбоку, подвешенными через правое и левое плечо.

В некоторых Православных Церквях придаётся особое значение и головным уборам. Например, камилавку  (высокий цилиндрический головной убор) носят все греческие священники, но в других Православных Церквях её выдают лишь особо отличившимся священникам в качестве награды. Она может быть чёрной или лиловой, монахи и епископы носят её с чёрным покрывалом (наметкой). Скуфья  (остроконечная шапочка из ткани) – тоже монашеская принадлежность, но скуфья лилового цвета используется в виде награды для белого (т. е. женатого) духовенства. В русской Церкви некоторые женатые священники получают и особую честь ношения митры во время служб, в других же Православных Церквях её носят только епископы и, иногда, главы больших монастырей (архимандриты). Правда, в последнее время, особенно на Западе, православное духовенство всё реже и реже употребляет литургические головные уборы.

И, наконец, епископы и священники носят наперсный (нагрудный) крест. По русской традиции такой крест носят все священники, а в других Церквях он даётся лишь заслуженным протоиереям (старшим священникам). Епископы, кроме креста, носят ещё на груди Панагию  (по-гречески: «Всесвятая») – небольшой украшенный образ Божьей Матери.

В результате долгого исторического развития облачения духовенства сделались многочисленными и чрезмерно усложнёнными. В наши дни в Церкви появилось движение к их упрощению, возврата к ранне-христианским обычаям. Но вместе с тем Церковь совершенно уверена в необходимости литургических облачений для полноценного церковного богослужения, они – знак преображения нашего мира в грядущее Царство Божье, где Слава Христова будет явлена во всём.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 565
Дата регистрации : 2018-02-06

Посмотреть профиль http://vedmarka.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения